Цель: формировать представление детей о зимующих и перелетных птицах, воспитывать заботливое отношение.
Задачи:
в игровой форме развивать умение распознавать птиц по внешним признакам, представленным в описаниях и на картинках;
расширять представление о зимующих и перелётных птицах, тренироваться приводить примеры представителей групп;
улучшать навыки пространственной ориентации.
Материал и оборудование: письмо, запись "Голоса птиц", дидактическая игра "Четвёртый лишний", иллюстрации и фотографии с изображением птиц, макет дерева, кормушка, графическая модель с обобщенными признаками птиц, раскраски с изображением птиц, цветные карандаши.
Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о птицах. Наблюдение за птицами на участке.
Ход занятия
– Ребята, мне только что пришло письмо,только, не пойму от кого? Давайте прочитаем. (Чтение письма).
"Дорогие ребята, случилась беда! Злой колдун заколдовал всех птиц и теперь мы не знаем, кто из нас перелётные, а кто зимующие?! Перелетным птицам пора возвращаться домой из тёплых стран! Помогите нам, пожалуйста. ПТИЦЫ".
– Ну что ребята, готовы помочь птицам? (Ответы детей).
Задание 1.
Детям предлагается отгадать загадку, найти и показать соответствующее изображение на картинке.
Желтенькое брюшко —
воробья подружка. (синица).
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки. (Воробей)
Ходят в сереньком убранстве,
Крылья чёрная смола,
Голос сильно хрипловатый,
Карр-каррр-карррр, кричит она! (Ворона)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
Все деревья с интересом
Изучает доктор леса.
Если дерево ест жук,
Доктор сразу: ТУК, ТУК, ТУК! (Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это….(Снегири)
– Ребята, какие это птицы? (Зимующие)
– Почему мы их так называем? (Они остаются с нами)
– А как называют птицы, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)
Задание 2.
Дидактическая игра "Четвёртый лишний" (Картинки с изображением птиц)
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
Задание 3.
– Ребята, вам нужно водоплавающих птиц посадить в пруд, зимующих в кормушку, а перелетных на дерево. (Дети выполняют задание, объясняя свои действия).
Физминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Задание 4.
Дидактическая игра "Сопоставь картинки и направления"
Цель: закрепить знания детей о пространственных представлениях и умение использовать слова: влево, вправо, вверх, вниз.
Подвижная игра "Зимующие и перелетные птицы"
Детям раздаются картинки с изображением птиц: перелетных и зимующих. В группе на разных столах расположены изображения солнышка и снежинки. Дети, в роли птиц ходят под музыку, со словами: Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички. После этих слов музыка заканчивается и "перелетные птицы" должны собираться у солнышка, а "зимующие" - у снежинки. Игра повторяется два раза.
Задание 5.
Продуктивная деятельность
– Я предлагаю вам пройти к столам и раскрасить птиц. Но сначала разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Птицы перелетные (дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз)
В стаи собираются, (сжимают пальцы рук в кулаки)
В края теплые летят, (двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз)
До весны прощаются (двигают пальцами рук – «машут, прощаются»)
Стаи журавлиные, (перечисляя птичьи стаи)
Стаи лебединые, (дети загибают по очереди пальцы на руке)
Стаи соловьиные, Гусиные, утиные – К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
(Дети выполняют задание под звуки леса, голоса птиц)
Итог
– Молодцы ребята! Мы много рассказали сегодня о птицах.
– Как вы думаете, вы им помогли?
– Давайте вспомним какие птицы перелётные, а какие зимующие?