Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 05:43

Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Получателям услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг
используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/380597

Мини чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Виды насилия и жестокости в детской среде.

Насилие в детской среде – это спланированные или спонтанные агрессивные действия.

Существуют различные критерии для определения видов насилия, которые происходят в детских учреждениях образовательного типа, в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей: детских домах, интернатах, приютах, социально-реабилитационных центрах. Как правило, в международных исследованиях применяется классификация насилия, основанная на видах агрессивных действий в отношении пострадавшего:

  • физическое,
  • психологическое,
  • сексуальное,
  • экономическое (вымогательство, порча или отбирание вещей, денег) насилие, 
  • дискриминация по любому признаку, которая проявляется в предвзятом отношении и различных действиях.

По характеру проявления выделяют отдельные, однократные насильственные действия и систематическое, регулярно повторяющееся насилие – буллинг. В соответствии с доминирующей во многих случаях насилия (в любых его видах) гендерной составляющей выделяют гендерное насилие.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. К физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, надирание ушей, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др.

Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека. Психологическое насилие может проявляться в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его личность. Физическое и психологическое насилие часто начинается с запугивания – угроз в устной или письменной форме (в том числе с использованием электронной почты, социальных сетей), физических нападок и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к совершению каких-либо действий.

Сексуальное насилие – это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) – крайняя степень сексуального насилия. Такое насилие наносит глубокую психологическую травму, приводит к снижению самооценки и может стать причиной попытки покончить с жизнью.

Экономическое насилие в детской среде проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, личных вещей, телефонов и др.) и денег. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

Дискриминация подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака. Дискриминация может проявляться по-разному: явно и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение.

Насильственные действия, независимо от видов и форм проявления, могут быть однократными или регулярно повторяться в отношении одного и того же лица. Когда насилие приобретает систематический характер и преследует своей целью закрепить власть и авторитет обидчика за счет унижения и обесценивания пострадавшего в его собственных глазах и в глазах окружающих, то для его обозначения используют термин "буллинг", или "травля".

Причины и последствия насилия в детском сообществе

Насилие – сложная проблема, включающая в себя различные аспекты: личные и социальные. Кроме того, оно имеет в своей основе многообразные причины возникновения и последствия для участников. Согласно Kelley, человек стремится прогнозировать ситуации, которые имеют место в его социальном окружении, с целью получения контроля над ситуацией. Следовательно, если что-либо происходит в его жизни, он пытается узнать причины, лежащие в основе этого события. Во многом поведение в ситуации насилия будет зависеть от того, приписывает ли причину сложившихся деструктивных взаимоотношений человек себе или другому человеку.

Исходя из вышесказанного, людям свойственно приписывать ситуации насилия различные причины и принимать ответственность за происходящее на себя или перекладывать её на других.

Причины насилия и жестокого обращения могут быть самыми разнообразными. Среди основных причин выделяют желание сохранить статус в группе и соответствовать группе, а также желание доминировать над другими. Согласно исследованиям Y. Kim, K. Kwak, C. Lee, H. Park, большинство жертв насилия не знало, почему это с ними произошло. Они предполагали, что причиной насилия могла стать их робость по сравнению с другими.

Е. Roland отмечает, что причиной насилия может стать также специфическая внешность "жертвы". Несовершеннолетние считают, что причиной насилия могут стать привлекательные или напротив негармоничные особенности "жертв". Некоторые "жертвы" указывали в качестве причины его предпочтение учителем, воспитателем, наставников, другими членами группы.

Наиболее часто жертвами насилия становятся дети, имеющие следующие отклонения.

  • Особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают "ответный удар". Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко теми и другими одновременно.
  • Плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьмия, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: "...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это".
  • Болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т.д..
  • Низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь. Я хуже других" и т. д. Таким образом, учащиеся с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении могут стать как жертвой насилия, так и насильником.

К групповым причинам возникновения насилия в детской среде можно отнести следующие факторы.

  • Отрицательные эмоциональные отношения и неблагоприятный психологический климат в группе.
  • Наличие неформального лидера группы с высоким уровнем агрессивности.

B. Cohen отмечает, что отрицательный психологический климат группы, обладающий такими характеристиками отношений участников группы, как конфликтность, агрессивность, антипатия, злорадство и зависть по отношению к другим членам группы, отсутствие доброжелательности и уважения друг к другу, ранжирование на популярных и отвергнутых, создаёт предпосылки к появлению повторяющегося деструктивного конфликтного взаимодействия, которым является насилие.

Наличие неформального лидера группы с высоким уровнем агрессивности было установлено и детально рассмотрено финским учёным Ch. Salmivalli. Если неформальным лидером группы является ребёнок с высоким уровнем агрессивности, то во взаимодействиях с одногруппниками он будет проявлять агрессию для поддержания высокого социально-группового статуса. В группе, лидером которой является агрессивный ребёнок, взаимодействия одногруппников строятся на основе унижения, насилия, доминирования.

Исследования K. Rigby, H. Roberto, S. Alexander показали, что повторение ситуации насилия может вызвать психологический шок, тяжёлую депрессию, психопатологии и ухудшение физического здоровья.

Участники насилия, обладающие высоким чувством собственного достоинства, более вероятно, будут использовать активные и утвердительные стили ответа на жестокое обращение и испытывать меньше отрицательных эффектов насилия, тогда как дети с низким чувством собственного достоинства будут отвечать на насилие пассивно. Так, исследование Шарпа выявило, что главным защитным фактором в ответ на то, чтобы насилие не повторилось, является активная, а не пассивная позиция учащегося. Люди, которые уверены в том, что могут осуществить некоторый контроль над ситуацией, чувствуют себя сильными и продуктивными, испытывают психологическое, физическое и социальное превосходство. Дети, обладающие внутренним локусом контроля, уверенные в том, что они могут сами управлять событиями, чувствуют себя менее беспомощными, когда сталкиваются с травмирующей ситуацией и поэтому, более вероятно, принимают эффективные стратегии поведения. Эти дети могут бросить вызов ситуации насилия и стать ещё более сильными. Личностной чертой, в совокупности объединяющей активность, интернальный локус контроля, эффективные стратегии поведения и позволяющей справляться с жизненными трудностями, может стать жизнестойкость ребёнка.

Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в детском сообществе, является семейная ситуация: социально-психологическое неблагополучие в семье, отсутствие контроля за жизнедеятельностью ребенка со стороны родителей, опыт насильственных отношений внутри семьи, отсутствие теплых доверительных отношений с родителями, эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи, отсутствие взаимной поддержки. Насилие в отношениях между родителями и со стороны родителей в отношении детей может задать парадигму межличностных отношений ребенка, в основе которой будут лежать агрессия и насилие. Нередко обидчиками становятся дети, которых родители учат вести себя доминантно, подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.

Независимо от формы агрессии издевательства в детском сообществе – источник серьёзного психического напряжения для некоторых детей, сказывающийся на их самочувствии. Вред издевательства для психического здоровья неоднократно подвергающихся агрессии детей доказан многими исследованиями. Например, было выявлено, что виктимизация со стороны сверстников положительно связана с депрессией, одиночеством, тревогой и негативно связана с уровнем самооценки и позитивностью Я-концепции в целом. Ощущение себя несчастным и суицидальные идеи также тесно связаны с виктимизацией.

Насилие и жестокое обращение оказывает на детей как прямое, так и косвенное влияние.

Нарушение дружеских отношений. Длительные издёвки сказываются на собственном Я подростка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребёнок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирования дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в колледже нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребёнок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Снижение статуса. Попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учёбе и поведении. У таких подростков высок риск развития нервно-психических и поведенческих нарушений. Для жертв насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна, аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

Нарушение процесса идентичности. У подростков насилие вызывает нарушение в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадёжности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

По каким же признакам можно заподозрить в ребёнке жертву насилия?

Поведенческие особенности жертвы насилия:

- дистанцированность от взрослых и сверстников;

- негативизм при обсуждении темы жестокого обращения;

- агрессивность к взрослым и сверстникам.

Эмоциональные особенности жертвы насилия:

- напряженность и страх при появлении ровесников;

- обидчивость и раздражительность;

- грусть, печаль и неустойчивое настроение;

- ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в колледж;

- несчастный внешний вид;

- отсутствие друзей;

- никто не хочет с ним сидеть за партой;

- учащийся является постоянным объектом шуток и юмора;

- снижается успеваемость;

- учащийся часто приходит с подранными вещам;

- к учащемуся никто не подходит;

- учащийся часто проводит время на переменах в одиночестве.

Признаки физического насилия, которые должны насторожить куратора:

– множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

– их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

– очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

Как показывает практика, отношения в группе во многом зависят от тактики поведения, избранной куратором и преподавателями с первых дней работы с группой. Коллектив, работающий с детским сообществом может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в группе.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ваше мнение

    Порядок подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг

    Информация

     


    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz