Цель: повышение финансовой грамотности.
Оборудование: рабочие листы с заданиями, раздать памятки, призы небольшие.
Форма проведения занятия: деловая игра
Ход игры
1. Введение
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами встретились на деловой интеллектуальной игре. Предметом обсуждения станет финансовая грамотность. Что такое финансы?
Финансы – это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и другие формы и инструменты денежных средств, а также - финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка. В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы – это деньги. Ведь не зря же говорят: "Финансы поют романсы" – и все понимают, что речь идет о недостатке денег. Финансовая грамотность – принятие решений о тратах и сбережениях, планирование семейного бюджета, накопление средств на будущие цели, например, на получение образования.
Ребята, отгадайте загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные.
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Что это?
(Деньги, монеты)
А что такое деньги? (Особые ценные бумаги, на которые можно обменять любой другой товар. Это — богатство, которое можно копить, хранить в банке)
Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно! Сегодня в ходе игры мы проверим ваш уровень финансовой грамотности, пополним ваш словарный запас и вы получите несколько советов по эффективному управлению финансами. А оценивать будете сами себя. Для определения команд я предлагаю вам взять по одному жетончику. Где будет указана название команды, в которой вы будете играть. Представление команд и выбор капитана.
Правила игры.
Каждый член команды принимает активное участие в решении поставленной задачи. Наша игра будет состоять из 7 туров. В каждом туре будет определенное количество вопросов, за правильные ответы на которые вы будете получать баллы (жетоны).
Тур 1. Разминка.
Предлагаю вам логические загадки на тему финансовой грамотности.
1. Какие знаки внимания предпочитают банкиры?
а. водяные
б. бумажные
2. Где цену набивают?
а. на торгах
б. на аукционе
3. Способ получить скидку – это …Что?
а. торг
б. аукцион
4. Что у человека 12 пар, а у монеты одно?
а. ребро
б. мышцы
5. Как называется ожерелье из монет?
а. такса
б. монисто
6. “Экономическая порода собак – это … Какая”
а. такса
б. монисто
7. В какой кубышке деньги не прячут?
а. копилка
б. в цветке под названием Кубышка
8. И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это?
а. банк
б. лавка
9. Сколько центов в центнере?
а. три цента
б. один: цент- нер
10. Как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей?
а. балбесы
б. разгильдяи
11. Кто главный рекламный агент болота?
а. такса
б. кулик
12. У какого русского художника–иконописца была “валютная” фамилия?
а. Васнецова
б. у Андрея Рублева
13.Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит: деньгу выжить можно.
а. свистеть
б. петь
14. В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши богачи гребут деньги?
а. тяпкой
б. лопатой
15. Что стоит дешево, а ценится очень дорого?
а. грубость
б. вежливость
16. Топтыжка продавал на рынке мед. На вырученные деньги он хотел купить малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить липовый мед. Покупателей на рынке было мало, и торговля шла плохо. Медвежата загрустили. Какое решение могут принять медвежата, чтобы оба были довольны? (обмен) Медвежатам надо сделать обмен. Такой обмен называется бартером.
17. У одного продавца- зайчонка яблочки красивые, наливные, крепкие, да еще и зимний сорт, значит, долго будут храниться (стоят 60 руб). А у другого зайчонка - продавца, яблоки — загляденье, ароматные, но переспелые, ранний сорт (стоят 70 руб). Если он их сегодня не продаст, завтра яблочки испортятся! Что делать? Как продать? (Снизить цену на переспелые яблоки, чтобы их продать быстрее, пока они не испортились.)
Тур 2. "Словолов"
Задача найти в тексте слова, связанные с темой; слова между собой можно соединять. (1. Капитал. 2. Процент. 3. Обмен. 4. Цена. 5. Бартер. 6. Фирма. 7. Инфляция. 8. Труд. 9. Бизнес. 10. Налог.)
Текст
Мой друг Сашка питал страсть к футболу и изводил меня рассказами про центрового нападающего итальянского “Ляцияре”. Когда я пытался затеять разговор об менее интересных для него вещах, он смотрел на меня непонимающе. Неудивительно, что между нами часто возникали споры. Но к счастью, однажды случилось следующее. Как-то он зашел ко мне вечером с лукавой улыбкой на лице. Настолько хитрый был у него вид, что я волей-неволей заинтересовался. “Пошли в бар терять время”, - предложил он. Я согласился. В баре было нововведение: на всю стену стоял большущий экран, где шел прямой эфир матча. Играли испанский "Коринф" – "Ляцияре" (Италия).
- Ну и что здесь интересного? – ну, ты трудный, - протянул Сашка, - смотри на экран. Я со скучающим видом повернулся к экрану и вздрогнул. Наш бывший одноклассник Лешка Биз несся во всю прыть, явно намереваясь забить гол, и когда он через минуту таки забил, у итальянского "Ляцияре" одним поклонником стало больше. Теперь мы с Сашкой постоянно обсуждаем футбольные события. А я даже выписал журнал “Огни футбольной арены”.
Тур 3. "Монетный двор"
Монетные дворы – это предприятия производственного типа, основано направление деятельности, которых заключается в чеканке монет, в изготовлении орденов, медалей и прочей отличительной символики. Сегодня монетные дворы являются предприятиями высокотехнологичного типа, которые выпускают монеты по заявкам Государственных банков. Монетные дворы могут быть государственными, которые выполняют заказы Центрального банка. Ваша задача ответить на вопросы и решить задачи и получить жетоны.
1. Сколько монетных дворов существует в современной России, назовите их? Их только два.
а. Московский
Санкт-Петербургский;
в. Рязанский;
г. Новгородский;
2. Как же определить монетный двор на монетах России?
а. ММД;
б. СПМД;
в. РМД;
г. НМД;
3. Задача. Ольге на телефон пришло сообщение о поступлении 5000 рублей на ее счет в банке, затем раздался телефонный звонок, и звонивший потребовал вернуть средства, якобы переведенные по ошибке, убеждая Ольгу назвать номер банковской карты и другую информацию по счету. В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ольги? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ на первый вопрос, опасность заключается в том, что посылают СМС и звонят одни и те же мошенники, которые надеются обескуражить человека и получить возможность вывести деньги с его счета;
Ответ на второй вопрос, необходимо проверить состояние своего счета, посредством мобильного банка, и ни в коем случае по телефону не сообщать никаких данных.
4. Задача. 14-летнему Ивану родители оформили дебетовую банковскую карту. Теперь они могут перечислять ему денежные средства безналичным способом. Укажите, какие преимущества дает такая форма хранения и пользования денежными средствами Ивану. Дайте Ивану один любой совет, что необходимо учитывать при использовании данной карты, чтобы не стать жертвой мошенников.
Ответ на первый вопрос: преимущества – возможность совершать покупки дистанционно, безопасное хранение денег, которые невозможно потерять, возможность пополнять баланс, когда родителей нет рядом.
Ответ на второй вопрос: совет – не сообщать номер своего банковского счета/карты и ПИН-код посторонним людям, не хранить ПИН-код вместе с картой.
Тур 4. "Литературный"
Ответьте на вопросы.
1. Назовите литературного героя, о котором написаны эти “экономические” пушкинские строки?
“И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет”. (Евгений Онегин)
2. На блюдечке с какой каемкой Остап Бендер мечтал получить деньги? (голубой)
3. Какие представители класса кольчатых червей обеспечивали материальное благополучие Дуремара? (пиявки)
4. У какого хозяина предприятия лучше работать с точки зрения оплаты труда: у скупого или щедрого? (скупого, ведь, согласно пословице, скупой платит дважды)
5. Назовите самого жадного и экономически нерационального героя поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” (Плюшкин)
6. Кто, усмехнувшись при виде денег, сказал: “Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей” (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо)
7. Какое “удобрение” увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
8. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)
9. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
10. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
Тур 5. "Живите на свете легко или на сколько позволит вам ваша валюта"
Соотнесите валюты и страны (за каждый правильный ответ – 1 жетон). Страна: Япония, Хорватия, Узбекистан, Украина, Польша, Россия, Китай, Казахстан, Индия, Венгрия.
Страна | Валюта |
Япония | Иена |
Хорватия | Кума |
Узбекистан | Сумм |
Украина | Гривна |
Польша | Злотый |
Россия | Рубль |
Китай | Юань |
Казахстан | Тенге |
Индия | Рупия |
Венгрия | Форинт |
Тур 6. "Осторожно мошенники"
Надо выбрать правильный ответ в ситуации. Правильный ответ 1 жетон.
Ситуация №1. На ваш сотовый телефон пришла СМС о том, что ваша карточка заблокирована. В СМС также был указан номер для связи с оператором вашего банка. Каковы ваши действия?
а. набрать присланный вам номер.
б. дойти до отделения банка.
в. проигнорировать СМС.
Ситуация №2. Вы решили снять деньги в банкомате. Подойдя к банкомату, заметили на месте ставки карточки в банкомат новое овальное устройство с щелью под карту. Такого раньше не было. Как Вы поступите?
а. вставите карту без страха, ведь это может просто новая модификация банкомата.
б. подергайте новое устройство, если оно часть банкомата, то будет прикреплено к нему крепко.
в. сразу пойти в отделение банка.
Ситуация № 3. Это крупный магазин, у него не счесть витрин. Всё найдётся на прилавке - от одежды до булавки. Это по вашему?
а. супермаркет.
б. магазин.
в. банк.
Ситуация № 4. В кассе чек пробьёт. Кто это?
а. кассир.
б. клиент.
в. покупатель.
Ситуация №5. В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет. И считать ему не лень, все налоги целый день. Кто это?
а. кассир.
б. клиент.
в. бухгалтер.
Ситуация №6. Люди ходят на базар, там дешевле весь товар. Знаем при этом что, и врачу, и акробату, выдают за труд, что?
а. зарплату.
б. цветы.
в. гвозди.
Тур 6. "10 базовых правил финансовой грамотности. Памятка"
Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости. |
Памятка. 1. Старайтесь тратить деньги с умом! Тратьте меньше, чем зарабатываете. 2. В первую очередь удовлетворяйте базовые потребности. Учитесь отличать “потребности” от “желаний”. Первые, обычно, менее затратные, чем желания. 3. Не делайте спонтанных покупок. 4. Учитывайте только стоимость покупки, но и ее содержание. 5. создайте финансовые резервы. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения. 6. Отслеживайте свои траты. 7. Учитесь экономить. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор. 8. Ищите источники пассивного дохода. Это может быть бизнес, ценные бумаги, депозит. 9. Диверсифицируйте риски. Храните деньги в разных банках. 10. Обеспечьте безопасность своих средств. Придумайте надежные пароли. |
Подведение итогов
Награждение команды, которая выиграла.
Я надеюсь, каждый из Вас получил опыт во время игры, который поможет Вам в будущем не совершать финансовых ошибок. Спасибо за сотрудничество.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Ченцова Л.Н.