Мы разные, но мы дружим" тематический час для детей младшего школьного возраста
Цель: коррекция нравственных и этических установок несовершеннолетних.
Задачи: – расширить представление о понятиях "взаимопомощь","поддержка", "чуткость", отзывчивость";
– мотивировать на проявление вежливости;
– развивать умение анализировать свои поступки, проявлять толерантность.
Ход занятия.
– Здравствуйте. Давайте поиграем в игру. Вы должны внимательно слушать вопрос и если это про вас - хлопать в ладоши. А также с помощью игры определим тему нашего занятия. – Кто умеет кататься на коньках, танцевать. Кто мечтает стать врачом, парикмахером? – Кто любит смотреть мультфильмы, читать книги, лепить из пластилина? – Кто очень любит мороженое, шоколад? – Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, что кто-то любит петь и танцевать, кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Но все мы живём одной большой дружной семьёй. – Как вы думаете, можно ли среди нас найти хотя бы два одинаковых человека? (ответы детей) – Значит, какие мы все? (Все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее, например, учимся в одном классе, живём в одном городе, селе, отмечаем вместе праздники, и, несмотря на это, мы все дружим.) –Кто может назвать тему нашего занятия. ("Мы разные, но мы дружим") .
– А сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие по сказочной стране. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая. В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем. Маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу. – Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу. Добрый и заботливый человек всегда необходим другому человеку, очень нужен миру, Вселенной, стране, семье. – Каждый вежливый и воспитанный человек умеет говорить слова, с помощью которых можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
– Кто знает, как называются эти слова? (вежливые, волшебные). – А кто из вас использует при общении вежливые слова? (ответы детей).
А сейчас мы поиграем в игру "Доскажи словечко". Слушайте внимательно.
1. Растает даже ледяная глыба,
От слова тёплого…(спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим…(простите, пожалуйста)
5. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)
– Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Не забывайте говорить волшебные слова при общении с людьми. – Ребята, вы все, конечно, любите смотреть мультфильмы. В мультфильмах мы можем встретить добрых, вежливых, дружных героев. Узнайте, кто они? – Они дружно пели песню, лёжа на солнышке. (Львёнок и Черепаха) – Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки) – Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (Улыбка) – Самый добрый кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Кот Леопольд).
– По поведению сказочных героев определите кто из них самый воспитанный?
1. Как только Вини-пух увидел горшочек меда на столе, сразу схватил его и весь слопал.
2. Кролик положил все четыре лапки на стол и при этом громко свистел.
3. Ослик ИА ковырял в носу и чавкал.
4. Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать.
– Почему вы считаете этого героя воспитанным?
– А как вы ведете себя в гостях?
– Вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
– Что нужно делать, чтобы стать вежливым? Высказывания детей.
– По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.
Что за славный этот край,
Где растёт наш. Помогай?…
– Кому мы помогаем?
– Чем мы помогаем? – Кто помогает нам?
Притча "Семь дочерей". – Было у матери семь дочек. Однажды поехала она к брату, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. – Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь. – Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая. – Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья. – Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая. – Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая. – Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воду в тазу – помыть ноги.
– Подумайте, о чем нам рассказала эта история? Что вы поняли? – Какой была седьмая дочь матери? Чем она отличалась от своих сестер? – Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? – Добрых дел нимало, и сейчас каждый из вас изобразит одно из них, не произнося ни слова, а остальные ребята должны догадаться, чем же вы собираетесь заняться. ( Ведущий на ушко говорит каждому ребенку, что он должен делать: поливать цветы; собирать игрушки; мыть посуду; подметать пол; постирать носочки).
Доброе дело добром отзовётся.
Игра "Добрый-злой" – То, что без доброты прожить невозможно, люди поняли ещё в незапамятные времена. Ведь не случайно в сказках, таящих в себе народную мудрость, добро всегда побеждает зло, а удача сопутствует только добрым героям. – Поиграем в игру "Добрый – злой". Я буду называть сказочного героя, а вы должны определить добрый он или злой. Если сказочный герой добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если он злой, то топаете ногами. Сказочные герои: Иван-царевич, Кот в сапогах, Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, доктор Айболит, Водяной, Кот Леопольд.
– А сейчас, в нашем волшебном городе, нужно построить дома нашего класса. Из чего строят дома? Вот и наши дома будут состоять из кирпичей, но кирпичи у нас не простые, каждый из них волшебный и несет в себе какие-то дела. Кирпичики, с какими делами мы будем брать? Почему? ( Дети получают "кирпичики", на которых напечатаны плохие и хорошие дела. На своих столах строят дома из кирпичей. Объясняют, почему они выбрали именно эти кирпичи.
Рефлексия
– Если все люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, будут говорить друг другу вежливые слова, будут жалеть друг друга, то не будет в мире войн, ссор, не будет ненависти и зла.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Петроченко Ю.В.