Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 02:11

Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Получателям услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг
используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/380597

Мини чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Пути решения конфликтов" тематическое занятие с элеиентами тренинга для детей 12-16 лет

Цель: формировать и развивать у несовершеннолетних навыки разрешения конфликтов.

Задачи:

  • познакомить несовершеннолетних с понятием "конфликт", его причинами;
  • дать представление о  различных стилях реагирования в конфликтных ситуациях;
  • способствовать применению несовершеннолетними навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультфильмы соответствующие тематике занятия, фломастеры, бланки с тестом, чаша с водой.

Ход занятия

Ведущий
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о конфликте, рассмотрим понятие, причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях. Каждый из вас когда-нибудь ссорился, а если нет, то вы не просто счастливый, а уникальный человек. Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, конечно, помните, как это было неприятно, какое беспокойство доставляет ссора. Моя цель - показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Для создания рабочего и позитивного настроения предлагаю вам выполнить упражнение.

Упражнение "Чаша спокойствия"
Цель: бережное и внимательное отношение друг к другу.
- Я предлагаю вам по очереди передать друг другу эту чашу, которая наполнена  водой до краев так, чтобы не уронить ни одной капли.
Вопросы для обсуждения. Сложно было передавать чашу? Что чувствовали, когда вам передавали чашу? Что чувствовали, когда  передавали чашу?

Ведущий
Что же такое конфликт? (Ответы детей)
С точки зрения психологии конфликт – это результат столкновения интересов, взглядов, мнений двух и более людей. Каждый из нас играет различные роли в своей жизни. Что касается меня? Я исполняю роль дочери, мамы, специалиста по реабилитационной работе, коллеги, покупателя, подруги, сестры и т.д.
- Какие роли исполняете вы? (Ответы детей)
- Нас окружают другие люди. И мы все должны жить так, чтобы окружающим было легко и приятно рядом с нами. Поэтому мы все должны соблюдать определенные правила.
- Какие правила вы знаете? (Ответы детей)(правила поведения в школе,в Центре,  правила дорожного движения, правила поведения на воде, правила поведения в лесу и т.д.)
- А в Центре вы прежде всего воспитанники и вы должны соблюдать правила поведения  и проживания в учреждении и быть таким воспитанниками, чтобы с вами было приятно общаться,  гордиться вашими достижениями.
- Так зачем же нужно соблюдать правила проживания в Центре?(Ответы детей) (чтобы было комфортно самому и окружающим, чтобы не причинить друг другу никакого вреда, чтобы не было травм и все были здоровы и т.д.).
- Согласитесь, если выполнять все правила, которые от нас требует общество, то и конфликтных ситуаций будет меньше.
Например, такое правило: уважай труд уборщиц, носи сменную обувь, если это правило не выполнять что произойдет? (Ответы детей)
Другое правило: Не обижай младших, относись дружелюбно к другим ребятам. А если нет…?(Ответы детей). Таких правил очень много и помните от того, как вы будете их выполнять зависит, как к вам будут относиться окружающие вас люди.
Конфликты естественны и неизбежны. А почему же в нашей жизни возникают конфликты? Послушайте притчу.
"Слон и мудрец"
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? "Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его".  "Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. "Слон похож на веер!" — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" — воскликнул он. "Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье", — воскликнул четвертый. "Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена!" Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею". – "Нет, на веревку!", "Змея!", "Стена!", "Вы ошибаетесь!", "Я прав!", Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
-  Как вы думаете, что лежит  в основе этого конфликта? (Это непонимание, спор, расхождение мнений).
- Как вам кажется, из-за чего происходят конфликты в группе? Что является их причиной?(Ответы детей).

  • борьба за авторитет;
  • соперничество;
  • обман, сплетни;
  • оскорбления;
  • обиды;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности;
  • борьба за девочку (мальчика).

Ведущий
- Психологи выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
1. Конкуренция. Этот способ предполагает борьбу между конфликтующими сторонами. Каждый из них отстаивает свою позицию, и не желает уступать сопернику. Оппоненты оказывают различное давление друг на друга. Способ применим, когда человеку очень важен результат, и уступить никак нельзя. Девиз: "Чтобы я победил, ты должен проиграть".
2. Избегание (уход). Человек просто уходит от конфликта без попытки решить его. Этот способ можно применять, когда нет желания разрешать спорную ситуацию, а также когда инцидент настолько незначителен, что не стоит даже тратить силы на выяснение отношений.
Девиз: "Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю".
3. Приспособление. Одна из конфликтующих сторон отказывается от своих интересов в пользу оппонента и соглашается на его условия.Этот способ можно использовать, когда отношения между людьми важнее предмета конфликта; проблема не настолько важна, чтобы бороться до последнего или же человек осознает, что у него мало шансов выйти победителем из спорной ситуации.
Девиз: "Чтобы ты выиграл, я должен проиграть".
4. Компромисс. Каждый из участников спора идет на определенные уступки, тем самым достигается более или менее приемлемое разрешение спорного вопроса. Такой способ подходит, когда нужно хотя бы частично получить желаемое, не хочется обострять отношения с оппонентом. Девиз: "Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть".
5. Сотрудничество. Этот способ можно считать самым лучшим для выхода из конфликтной ситуации. Он подразумевает удовлетворение интересов всех сторон. Подходит в том случае, когда решение проблемы важно для всех участников, и все готовы работать над результатом, когда есть достаточно времени и ресурсов, чтобы решить спорный вопрос, удовлетворив желания каждого их оппонентов.
Девиз: "Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть".
Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением
Несовершеннолетним необходимо определить, какие стратегии поведения в конфликте использовали герои (обсуждения по каждой ситуации).
- Что заставляет героев выбирать тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый конструктивный во взаимоотношениях людей.
Тест "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"
Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: "Как вы обычно  ведете себя в конфликтной ситуации или споре?". Если  вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера  ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя:
часто – поставьте  3 балла;
от случая к случаю – 2 балла;
редко – 1 балл.
Вопрос: "Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?"
Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10.  Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответов

  № вопроса Баллы № вопроса Баллы № вопроса Баллы
А 1   6   11  
Б 2   7   12  
В 3   8   13  
Г 4   9   14  
Д 5   10   15  

Обработка результатов теста: Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.  Наибольшая сумма указывает на индивидуальные особенности поведения . Поднимите руки те , которые набрали больше всего баллов по 1 шкале и раздаёт им картинки с изображением акулы; по II шкале - картинки с изображением совы; по III шкале - картинки с изображением лисы, по IV - медвежонка, по V - черепахи.  Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
"А" - это "жесткий тип решения конфликтов и споров". Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым.  Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование). Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.  Преимущества: не копятся отрицательные эмоции;  подходит для экстремальных ситуаций. Недостатки: конфликт не решается справедливо;  постоянный конфликт со всеми
"Б" - это "демократичный" стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.  Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)". Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта. Недостатки: "Совой" быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других. 
"В" - это "компромиссный" стиль. С самого начала вы согласны на компромисс. Компромисс – это уступка во мнениях или  действиях с обеих сторон. Путем  и на основании взаимных уступок достигается разрешение конфликтных  положений между сторонами. Может также означать – взаимное соглашение. Соглашение представителей разных точек зрений и интересов на основе взаимных уступок. Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс). Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое. Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей.
"Г" - "мягкий" стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.  Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость). Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми. Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают.
"Д" - "уходящий" стиль. Ваше кредо – "вовремя уйти". Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения»  Тип5 "Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание). Преимущества: это "безопасный стиль в опасности"; человек сам конфликты не создаёт. Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Ведущий Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.
Упражнение "Яблоко и червячок"
Инструкция: сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живо­писно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
Примеры ответов

Конкуренция: "Сейчас, как упаду на тебя и раздавлю!"

Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"

Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"

Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"

Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"

Ведущий
Как бы нам не хотелось этого, едва ли возможно представить и, тем более, осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Только переговоры, которые помогут выяснить истинные причины поведения, способствуют урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон.

Игра "Хорошо-плохо"
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов "Это хорошо…", называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами "Это плохо…" и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
(В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания).

Ведущий
Ребята, а  теперь я предлагаю небольшое упражнения, которое поможет вам избавиться от обиды на человека с которым произошёл конфликт. Вы можете его применять самостоятельно.

Упражнение  "Карикатура на врага"
Инструкция: нарисуйте своего "врага" в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами.
Время на выполнение этого задания – 5 минут. И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом "посадите" в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан! А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?

Итог занятия. Какие выводы можно сделать после проведенного занятия:

  1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.
  2. Конфликты решаются мирно, если стороны готовы пойти на уступки.
  3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь выхода из конфликта.
  4. Живя в обществе, каждый из нас должен стремиться к поддержанию добрых, человеческих отношений.

Ведущий
Прежде чем вступить в конфликт, подумайте, какой результат вы получите! Решайте проблему, а не сводите счеты. Проявляйте выдержку и не оскорбляйте людей в споре. Заставьте себя слушать доводы других людей. Не переоценивайте свои способности и возможности. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных обид. Умейте отстаивать свое мнение без оскорблений и грубости. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах. Будьте справедливы и честны в конфликте, не стремитесь главенствовать во что бы то ни стало.
Я подготовила для вас памятки, выполняя правила из которой вы научитесь урегулировать конфликты мирным путём!

ПАМЯТКА
Как выйти из конфликтной ситуации?!

1. Важно не только помнить о своей позиции и понимать позицию другой стороны.

2. Ищите понимание, а не победу. Спокойно обсудите причины, вызвавшие конфликт.

3. Следите за тем, что говорите. Иногда бывает лучше и промолчать.

4. Говорите о  проблеме, а не о человеке.

5. Будьте искренни с собой и собеседником.

6. Управляйте своими эмоциями.

7. Если конфликт стихает, выходите из него. Простите себя и своего противника. Прощение освобождает, восстанавливает взаимоотношения, устраняет отрицательные эмоции.

Родникова Светлана Николаевна специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ваше мнение

    Порядок подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг

    Информация

     


    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz