Тематическое занятие для детей младшего и среднего школьного возраста
"Добывать и сохранять здоровье
может только сам человек" Н.М. Амосов.
Цель: формировать здоровый образ жизни, как необходимую ценность.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте дорогие ребята!
Я говорю вам - здравствуйте, а это значит, что я всем вам желаю здоровья!
Здоровье для человека – самая главная ценность.
Меня очень волнуют такие вопросы как:
– Как правильно организовать свою жизнь?
– Как сделать ее счастливой?
– Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтрашний день?
Сегодня мы с вами проведём конкурсную игровую программу между командами.
Представляю членов команд и жюри
Задание 1 «Здоровье».
На каждую букву слова «ЗДОРОВЬЕ» найти слова, которые имеют отношение к здоровью или здоровому образу жизни.
(Например:
З - здоровье, зарядка, закалка, зубной врач;
Д – диета;
О – отдых, очки;
Р – режим расчёска, ракетка;
О – отдых, очки;
В – вода, витамины, врач;
Ь -------------------------------
Е - еда
Задание 2 "Мозговой штурм"
Вопросы команде 1
- Что на свете дороже всего? (здоровье)
- Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
- Площадка для бокса (ринг)
- Сочный съедобный плод садовых деревьев (фрукт)
- Сколько колец в символе Олимпийских игр? (пять)
- Спортивный вид, называемый «королевой спорта» (лёгкая атлетика)
- Какая ягода бывает чёрной, красной, белой? (смородина)
- Прибор для измерения температуры (термометр)
- Вобла — это рыба или овощ? (рыба)
- Варёные в воде фрукты (компот)
- Орган вкуса (язык)
- Сколько у здорового человека зубов? (32)
- Специалист по поднятию тяжестей (штангист)
- Из какого растения получают пшено? (из проса)
- Какое растение «от семи недуг»? (лук)
- Сушёный виноград (изюм)
- Вино, все спиртные напитки (алкоголь)
- Люди, не употребляющие пищу животного происхождения (вегетарианцы)
- Спортивный переходящий приз (кубок)
- Какое лекарственное животное рекламирует Дуремар в сказке А. Толстого? (медицинскую пиявку)
- Короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье (Смех)
- Лёд, снег, чай, пар, туман одним словом. (Вода)
- Для профилактики рахита и правильного формирования скелета маленьким детям дают пить (рыбий жир — витамин Д)
- Главный командный пункт человеческого организма (головной мозг)
- Совокупность предупредительных мероприятий (профилактика)
- Наше тело состоит из клеток (да, нет)
- Летом можно накопить запас витаминов на целый год (да, нет)
- Уже есть вакцина против СПИДа и ВИЧ-инфекции (да, нет)
- У курильщиков поражаются, прежде всего, лёгкие (да, нет)
- Известный хирург Фёдор Углов утверждал, что после приёма спиртного в коре головного мозга остаётся «кладбище нервных клеток» (да, нет).
Вопросы команде 2:
- Синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД)
- Что без языка сказывается (чувствуется)? (болезнь)
- Болезнь заядлых курильщиков (бронхит)
- Теннисная площадка (корт)
- Для футбола — мяч, для бадминтона (волан)
- Какой ценный продукт даёт человеку пчела? (мёд)
- Какие болезни может лечить кошка? (сердечно-сосудистые)
- Девиз Олимпийских игр («Быстрее! Выше! Сильнее!»)
- Ледовая площадка (каток)
- Она является залогом здоровья (чистота)
- Наука, изучающая строение тела человека (анатомия)
- Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма; от латинского слова «жизнь» (витамины)
- Сладкий напиток из разбавленного водой варенья (морс)
- Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
- Трава от (99) девяноста девяти болезней (зверобой)
- Живой мотор, приводящий в движение кровь человека (сердце)
- Вид спорта, в который «играют настоящие мужчины» (хоккей)
- Сушёный абрикос без косточки (курага)
- Человек, страдающий непреодолимым влечением к наркотикам (наркоман)
- Из скольких человек состоит футбольная команда? (из 11)
- Ощущение большого душевного удовлетворения, чувство веселья (радость)
- Физическая или нравственная стойкость, выносливость (закалка)
- На квадратиках доски короли свели полки — игра (шахматы)
- Европа — голубое Олимпийское кольцо, Азия — жёлтое, Африка — чёрное, Австралия — зелёное, Америка - ? (красное)
- Ковёр для борьбы дзюдо (татами)
- Жвачка сохраняет зубы (да, нет)
- Есть безвредные наркотики (да, нет)
- Никотин — это яд, который особенно влияет на рост организма (да, нет)
- Недостаток солнца вызывает депрессию (да, нет)
- Наркотик в переводе с греческого «одурманивающий» (да, нет).
Задание 3 «Здоровый мешок»
- В благородном деле – сохранении здоровья, нам могут помочь и предметы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
- «Как вы думаете, что находится в этом мешке?»
Детям предлагается достать из мешка предмет и постараться объяснить, как этот предмет можно использовать для сохранения здоровья, как он может помочь сохранить и укрепить здоровье. Приветствуются не стандартные варианты, творческий подход. Далее каждая команда по очереди предлагает один из своих вариантов.
- Пример: книгу можно использовать для сохранения осанки; из газеты можно изготовить панаму для защиты от солнца и т.д.
- Материалы: мешок, зубная щетка, книга, воздушный шарик, кегля, расческа, газета, витамины, музыкальный диск, шарф.
- Вывод: В этом мешке нет призов и сюрпризов, зато в нем лежат необходимые для человека предметы, каждый из которых можно использовать для сохранения нашего здоровья.
Задание 4 "Ромашка"
(Команды получают по «ромашке», в серединке которой аббревиатура «ЗОЖ»)
Ведущий: на лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ.
(Даётся 2 минуты на обдумывание и выполнение задания.)
Ведущий подводит итоги.
Итак, здоровый образ жизни составляют:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);
оптимальный двигательный режим;
закаливание;
рациональное питание;
личная гигиена;
положительные эмоции и т.д….
режим дня
зарядка
А сейчас рубрика «Про еду».
Работа с презентацией
1. Про еду
2.Питание человека – один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека.
Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.
Именно поэтому питанию необходимо уделять внимание и прикладывать необходимые усилия для того чтобы оно было полноценным!
3. Внизу пирамиды (в основании) находятся продукты, которых в рационе питания человека должно быть больше всего и чем выше к вершине, тем меньше соответствующих продуктов должен употреблять человек
4. Жир, соль, сахар, сладости (необходимо свести к минимуму)
•Молочные продукты, йогурты, сыр (2-3 порции)
•Мясные продукты, птица, рыба, бобы, яйца, орехи (2-3 порции)
•Овощи и фрукты (5-9 порций)
•Цельнозерновые продукты (6-11 порций)
5. Цельнозерновые:
хлеб грубого помола,
каши, макароны из цельнозерновой муки,
неочищенный рис,
растительное масло
6. Овощи и фрукты: содержат огромное количество витаминов и микроэлементов, а также содержат в большом количестве воду и клетчатку, которые создают ощущение сытости.
7. Мясные продукты: птица, рыба. Бобы, яйца, орехи
Желательно отдавать предпочтение рыбе, мясу птицы, бобам т.к. в них содержится меньше жиров
8. Жир, соль, сахар, сладости
Эта группа продуктов в рационе здорового питания должна быть сведена к минимуму, а лучше всего совсем исключена из рациона человека.
9. есть много таких продуктов, которые вредны, а иногда и опасны. Давайте рассмотрим вредные и полезные продукты, чтобы получать от еды не только моральное удовлетворение, но и пользу.
10. Сладкие газированные напитки: «Кока-кола», «Спрайт» и другие.
Они созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания, отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане не менее пяти чайных ложек.
11. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жиров плюс искусственные вкусовые добавки.
12. Сладкие шоколадные батончики. Большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность.
13. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
14. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
15. Жевательные конфеты, чупа-чупсы, майонез, кетчуп, лапша быстрого приготовления, порошковые напитки, пиво. Во всех этих продуктах много химии: заменителей, красителей, растворителей.
16.Пищевые добавки
Существует несколько видов таких добавок, которые можно разбить на несколько групп по их воздействию на человеческий организм.
- I группа – содержит канцерогены и обозначается «К». Вызывает онкологические заболевания.
- II группа – вызывает заболевания печени и почек и обозначается «ПП»
- III группа – вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта и обозначается «ЖК»
- IV группа – содержит аллергены и обозначается «А»
17 в составе газированных напитков, майонезах содержатся Е211, Е330, являющиеся канцерогенами.
Перечисление…..
18.Основы правильного питания. Старайтесь максимально приблизить свой рацион питания к общепринятой пищевой пирамиде
•Старайтесь употреблять только свежие продукты.
•Здоровое сбалансированное питание подразумевает употребление всех групп продуктов.
•Если необходимо перекусить – поешьте фруктов, орехов или сухофруктов.
•Как можно чаще включайте в рацион питания разные виды капусты. Помимо основных полезных свойств капусты, ученными доказано, что употребление капусты значительно снижает риск возникновения онкологических заболеваний.
•По возможности кушайте пищу с низким содержанием жира.
•Старайтесь максимально снизить употребление сахара и соли.
•Помните, что съеденная пища должна быть уравновешена соответствующей физической нагрузкой
•Если вам сложно оценить свой рацион питания и перейти на сбалансированное питание, то вам поможет тетрадь и ручка. В течение недели записывайте все, что вы употребляете и в конце недели вы уже сможете самостоятельно оценить положение дел и выяснить какие продукты преобладают в вашем рационе на настоящий момент, и какие продукты стоит добавить или исключить из рациона, чтобы сбалансировать свое питание.
Задание 5. Собери пословицы:
(Каждой команде выдаются карточки с пословицами о ЗОЖ. Учитывается кто больше и быстрее правильно соберет пословицы)
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
- Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
- Мал коротыш, да крепыш.
- Здоров - скачет, захворал - плачет.
- Смолоду закалишься - на весь век сгодишься.
- Смех - здоровье души.
- Укрепится человек - крепче камня, а ослабнет - слабее воды.
- Здоровье не купишь - его разум дарит.
- Здоровьем слаб, так и духом не герой.
- Чистая вода - для хвори беда.
- Чаще мойся, воды не бойся.
- Здоровые зубы - здоровью любы.
- Чистота-залог здоровья.
- Не умывши лица, за стол не садимся.
- Холода не бойся, сам по пояс мойся.
- Мойся белее, будешь людям милее.
- Сон лучше всякого лекарства.
- Лук - здоровью друг.
- Ешь правильно - и лекарств не надобно.
Подведение итогов. Награждение
Заключение:
- Учитесь радоваться жизни –
хорошей погоде, встрече с интересным человеком, успехам в
работе.
Учитесь каждый день считать счастливым.
В сущности, так мало надо для счастья
–здоровье близких, интересная работа, хорошие друзья и мирное небо над головой.
Счастье – это наше внутреннее состояние. Привычка настраивать себя на положительное восприятие жизни дает хорошее настроение, а значит, и здоровье.
Каждый из нас в состоянии воспитать в себе умение радоваться жизни. А причина для радости всегда найдется.
Помните! Здоровье – это праздник, который всегда с тобой!
Здоровье — это красота.
Так будьте же всегда: красивыми, не растрачивайте попусту то, что дано вам природой и что является главным богатством человека!
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Никитина А.П.