На базе казенного учреждения Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Тарского района" социальным педагогом Жмакиной Маргаритой Васильевной разработана и внедрена в практику программа по развитию познавательных способностей детей младшего школьного возраста "От игры – к знаниям". Работа педагога направлена на проведение с несовершеннолетними групповых и индивидуальных занятий. Как показывает опыт, внимание младших школьников еще не устойчиво и однообразной формой работы его очень трудно привлечь, познавательные же способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску только в активной познавательной деятельности. К такой активной познавательной деятельности в данный возрастной период относится игра. Поэтому все групповые занятия проводятся только в игровой форме: викторины, конкурсы, игры, устные журналы и другие. Для индивидуальной работы с участниками программы педагогом были разработаны игры: "Мама, папа и я", "Чей домик?", Размышляйка", "Умнички", "Противоположности", "Назови одним словом". Разработка игр продолжается и в настоящее время.
В результате работы по программе "От игры – к знаниям" можно отметить, что детям данного возрастного периода характерен повышенный интерес к игровым элементам; иллюстративный материал привлекает внимание даже самых неусидчивых учеников, они активно включаются в игровую деятельность, заинтересованы в выполнении всех условий обучающей игры, стремятся к получению хороших результатов. В процессе игры дети непроизвольно активизируют свое внимание, память, мышление, проявляют инициативу и творчество, учатся рассуждать, анализировать и сравнивать, используют имеющиеся знания в новой ситуации. |