Беседа с элементами игры
Цель: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; привлечение внимания несовершеннолетних к бережному и правильному отношению к природе.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная презентация.
Возраст детей: 8-12 лет
Ход беседы
Ведущий
Здравствуйте, ребята! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, может до сих пор на Земле жили бы животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Красиво изданные "Красные книги"– это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. (Слайд 1)
- Иногда слышишь: "Человек – царь природы!", но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?(рассуждения детей).
- А говорить мы сегодня будем о том, что природа нуждается в помощи, о человеке, об экологии. (Слайд 2)
Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь?
А что же такое "экология"? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. "Эко" по-греч. - дом ,"логос"-наука. (Слайд 3) Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука "Экология" и профессия "эколог".
- Ребята, кто из вас знает, а чем занимается эколог? (рассуждения детей).
- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
- Итак, тема нашего занятия: "Природа зовёт на помощь". (Слайд 4)
Послушайте историю о лесе. Рассмотрите слайды.
1 Лес ( Слайд 5)
– Жил был лес.
2 Птицы (Слайд 6)
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
3 Звери (Слайд 7,8)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились.
4 Цветы
– Цветы украшали (Слайд 9)
5 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
6 Вырубка леса (Слайд 10)
– Стал человек тогда вырубать лес.
7 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (Слайд 11,12,13)
8 Загрязнение водоемов
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. (Слайд 14)
9 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)
10 Засорение отходами
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (Слайд 16-17)
11 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. (Слайд 18)
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи: "Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!"
Ведущий
– Почему в лесу никто не живет? (Человек разрушил жизнь леса).
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.
Задание 1
– Ребята, у вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1 .Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом. (Ёль)
4. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. ( Сосна)
На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные)
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
– Ребята, кого ещё не хватает в нашем лесу?(Не хватает птиц и зверей).
– На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов загадки, отгадай животное или птицу, прикрепите к ватману картинки.
- Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел) - Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(Кукушка) - Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова) - Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее ...( Синичка) - Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – ( Утка) - Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка) - Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.(Заяц) - Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (Лиса) - Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3
– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает ?(Не хватает цветов).
На столе у вас лежат конверты. Достань из конвертов загадки и отгадки прикрепите к ватману.
- Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк (Одуванчик) - Белые горошки
На зелёной ножке (Ландыш) - Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. ( Ромашка) - Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет(Колокольчик)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (Слайд 19)
Задание 4
- Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать (Слайд 20,21,22,23)
Задание 5
"Ситуации"
1 группа.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
1) Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
2) Как бы вы поступили в этой ситуации?
2 группа.
1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
- Что сказала Олегу старушка?
3 группа.
1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
- Что сказали бы муравьи? Почему?
Задание 6
– Территорию нашего города окружают живописные места. Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Иртыш. В окружении города отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия. Все лето и осень жители нашего города выходные дни проводят в лесу или на берегу реки. Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом, собирая грибы да ягоды. Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведении различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами. С каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.
Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя. (Слайд 24-27)
Сценка (детям заранее раздаются роли).
1 турист
Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2 турист
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы: (хором) Ничей!
3 турист
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4 турист
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на "ты"!
1турист
Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2 турист
Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)
Матушка природа
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна!
Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. Нам всем нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.
Задание 7
Информация "Свалка по имени "Земля". (Слайд 28-29)
– Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду.(Слайд 30)
– Может ли при этом человек оставаться здоровым? (Слайд 31)
"Мусор приносит золото" – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.
Игра "Пойми меня" (определить, что является отходами)
Задание 1.
- У меня очень много игрушек из нее.
- Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
- Предметы, сделанные из нее, легкие.
- Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.
- Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса – 200 лет)
Задание 2.
- Его делают из песка.
- Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Если его сильно нагреть, оно тянется.
- Когда падает, оно разбивается. (Стекло – 1000 лет)
Задание 3.
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.
- Это бывает цветным и черным. (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)
Задание 4.
- Ее изобрели китайцы.
- В нашей стране ее получают из древесины.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага – 2 года)
Ведущий
– Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека. Что можно сделать? (Слайд 32)
Рефлексия
– Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета. напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля.
– Будем беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня. (Слайд 33-34)
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Родникова С.Н.