Цель: расширять представление детей о доброте и вежливости, как о ценном качестве человека.
Оборудование: игрушка плюшевый Мишка, двухцветный круг на каждого ребенка (красного и зеленого цвета), аудиозапись.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
"Улыбнись всем"
Станем все скорее в круг,
Слева друг и справа друг.
Тому, кто справа – улыбнись,
Тому, кто слева – улыбнись,
Тому, кто справа – руку дай.
Тому, кто слева – руку дай.
И в центр круга ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Вернись обратно – улыбнись,
Теплом сердечка поделись!
– Ребята! Давайте с вами друг другу улыбнёмся и поздороваемся.
– Добрый день! – тебе сказали, – Добрый день! – ответил ты. Как две ниточки связали – теплоты и доброты.
2. Основная часть.
– Ребята, а вы знаете, что означает слово "здравствуйте"? (Ответы детей). "Здравствуйте" – очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья. Слово "здравствуйте" означает "будь здоров". Приветствовать можно по-разному: привет, доброе утро, добрый вечер, кивком, жестом руки, рукопожатием. Как вы думаете, слово "привет" можно всем говорить? (Ответы детей)
– А как можно приветствовать взрослых? (надо сказать "здравствуйте")
– Что же обозначает слово "здравствуйте"? (когда мы говорим слово "здравствуй", мы желаем здоровья).
– Дети, представьте пожалуйста, что сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: "Здравствуй". А потом к этой девочке подходит второй мальчик и говорит: "Здравствуй, Катюша".
– Какое приветствие вам больше понравилось?
– Почему?
– Улучшает настроение?
– Оказывается, наши имена – тоже вежливые слова. А почему?
– Вот сейчас мы поиграем в игру и сами это почувствуем.
Игра "Назови ласково"
Дети встают в круг, каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, и дети говорят друг другу фразы: "Настенька, ты умница!" или "Лерочка, какая ты сегодня нарядная".
– Что вы сейчас чувствовали, когда стояли в центре круга? (От "волшебных" вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее.)
– Ребята, я хочу рассказать вам, что со мной приключилось по дороге на работу. Мне птичка синичка передала письмо. Давайте я вам прочитаю, что же написано в письме:
"Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в лесу живет Медвежонок Миша. Он не знает вежливых слов, не слушает старших, обижает маленьких и всем грубит. Помогите пожалуйста нашему медвежонку Мише стать добрым, вежливым и послушным.
С благодарностью, лесные Зверята".
Ребята, мы поможем с вами лесным зверятам? (да)
– Ой, кто-то стучит к нам в дверь! (ведущий возвращается с медвежонком в руках).
– Здравствуй Мишутка!
(От имени медведя):
Поприветствуйте меня!
Я вот какой хороший.
Я все могу!
Могу плясать
И рисовать, и петь!
Могу стоять на голове
До Марса долететь!
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз!
Могу я целый день не врать
Могу, но не хочу!
– Дети, вам понравилось, как Миша нас приветствовал? Хотели бы вы иметь такого же друга хвастунишку (ответы детей). И правильно, слушать хвастунов очень неприятно. Скромные люди и зверята не хвастаются. Миша, ты не только хвастунишка, а еще и не вежливый. Ты с нами даже не поздоровался. А вежливые зверята всегда здороваются. Мишка, нам сообщили, что ты можешь быть не добрым, грубым. (Медведь отворачивается, закрывает морду лапами). Как можно назвать такого Мишку? Правильно, грубиян.
Медвежонок: "Ребята, я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать?"
– Давайте поможем Медвежонку, расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым. А для этого мы сейчас с вами поиграем в одну игру.
Обучающая детская игра лото "Вежливо – невежливо"
(дети поднимают в ответ двухцветный круг: вежливо – зеленой стороной, невежливо – красной стороной).
Поздороваться при встрече ….
Толкнуть и не извиниться…
Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
Отвечать грубо собеседнику…
Очень громко смеяться в автобусе…
Мусорить в разных местах…
Успокоить плачущего…
Решать спор кулаками…
Помочь своему товарищу застегнуть пуговицу…
Поблагодарить товарища за помощь…
Бегать сильно по группе…
Отбирать у других игрушки…
Помогать всем, кто просит нашей помощи…
Радоваться за успехи других.
– Молодцы! Сразу видно, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих.
Физкультурная минутка.
– Поиграем в игру "Круг вежливых слов".
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: "Добрые слова не лень, говорить нам целый день!"
Медведь: "Я понял, почему обиделись лесные зверята".
– И почему же?
Медведь: "Я всем грубил и никогда не говорил волшебных слов. Надо вернуться и сказать волшебное слово "простите".
– Вот и замечательно, что ты всё понял. Вежливые слова нужны всегда, не забывай об этом. Послушайте пожалуйста стихотворение ...
Вежливые слова
Есть слова на свете
Ну, просто золотые,
Я их перечислю,
Послушайте какие:
Здравствуйте, спасибо,
Можно ли войти?
Очень вы спешите?
Могу вас подвезти.
Будьте же здоровы,
Вам могу помочь,
Всем спокойной ночи,
Если, скажем, ночь.
Я прошу прощения,
Доброго пути,
Премного благодарен,
Позвольте мне идти!
(Ирис Ревю)
Медведь: спасибо вам большое, ребята, я пойду в лес и попрошу прощения у зверят. До свидания, ребята.
– Что мы должны сказать, прощаясь с Мишей? ("до свидания").
3. Заключительная часть. Рефлексия.
– О каких особенных словах мы сегодня говорили?
– Почему эти слова называют "волшебными"?
– Почему эти слова очень важные?
Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Лемеш А.А.