Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.06.2025, 13:48

Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Получателям услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг
используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/380597

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

"Речевой этикет" тематическое занятие

Цель: формирование представлений несовершеннолетних о речевом этикете; расширить представление о речи, как важнейшем средстве общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с заданиями.

Возраст детей: 12–16 лет

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение в умении здороваться 

Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим.

Ведь слова приветствия означают:

"Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился".

С чего начинаем каждое занятие?

(Со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья.)

 Вот что обозначает простое, обыкновенное "здравствуйте".

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.

– Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.
– Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
– А как нужно здороваться, чтобы "на капельку солнца прибавилось в мире"? 

(Использовать мимику, жесты, интонацию; здороваться, глядя в глаза человеку.)
Скажем, друг другу "Здравствуйте!", что означает "Будьте здоровы!"

Постановка целей

Обсуждая и проигрывая различные ситуации, мы пользуемся определёнными правилами поведения, которые называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо). 

– Мы сегодня будем рассматривать и постигать мудрость, чтобы достойно жить среди людей умея применять речевой этикет.

3. Основная часть
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, – камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

– Речь человека – очень важный характерологический признак, по ней можно определить не только уровень образования, но и степень его ответственности и дисциплинированности. Речь выдает его отношение к другим людям, себе, своему делу. Поэтому работать над своей речью нужно любому человеку, который хочет достичь успеха в общении с другими людьми. Правила речевого этикета, краткое содержание которых каждый из нас узнает еще в детстве, способствуют лучшему взаимопониманию между людьми и помогают устанавливать отношения.

Знакомство с понятием речевой этикет
Речевой этикет – это совокупность норм и правил поведения, обычно это неписаный кодекс, который каждый человек усваивает вместе с культурой. Соблюдение правил речевого этикета обычно никто не требует исполнять в приказной или письменной форме, но они обязательны для каждого, кто хочет наладить отношения с другими людьми. Речевой этикет предписывает желаемое вербальное оформление типичных ситуаций общения. Эти правила никто не придумывал намеренно, они сформировались в ходе человеческого общения за тысячелетия. У каждой этикетной формулы есть свои корни, функции и варианты. Речевой этикет, правила этикета являются приметой воспитанного и вежливого человека и подсознательно настраивают на положительное восприятие персоны, их использующей.

Знакомство с видами речевого этикета
(На слайде перечислены виды речевого этикета).
Как и любая речь, этикетное речевое поведение сильно отличается в своей письменной и устной форме.

Письменная разновидность имеет более жесткие правила, и в этой форме этикетные формулы более обязательны к применению.
Устная форма более демократична, здесь допускаются некоторые пропуски или замена слов действием.

Например, порой вместо слова "Здравствуйте", можно обойтись кивком головы или легким поклоном. Этикет диктует правила поведения в определенных сферах и ситуациях. Правила русского речевого этикета в официальной и неформальной обстановке могут сильно отличаться, первым сигналом перехода от одного вида этикета к другому может стать смена обращения на "Вы" на обращение на "ты".

Повседневный речевой этикет отличается большей свободой, чем официальный, здесь наблюдается большая вариативность ключевых этикетных формул. Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Этикетные ситуации 
Этикет регламентирует поведение в различных ситуациях. Традиционно речь значительно различается в официальной обстановке и в повседневной жизни, а также в разных формах своего существования: в письменной или устной. Однако существуют общие правила речевого этикета в различных речевых ситуациях. Перечень таких случаев одинаков для любых сфер, культур и форм.

К стандартным этикетным ситуациям относятся:
приветствие;
привлечение внимания и обращение; 
представление и знакомство;

приглашение;
предложение;
просьба;
совет;
благодарность;
отказ и согласие; 
поздравления;

соболезнования;
сочувствие и утешение;
комплимент.

Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению.

Национальные особенности этикета

Речевой этикет базируется на общечеловеческих, универсальных моральных принципах. Поэтому его основа одинакова во всех культурах. К таким универсальным принципам, характерным всем странам, относятся сдержанность в проявлении эмоций, вежливость, грамотность и умение использовать стандартные речевые формулы. Правила этикета, например, в русском языке предполагают поддержание беседы даже с незнакомыми людьми, если довелось оказаться с ними в замкнутом пространстве (в купе поезда), в то время как японцы и англичане постараются молчать в таких же обстоятельствах или говорить на максимально нейтральные темы. Чтобы не попасть впросак в общении с иностранцами, следует, готовясь к встрече, ознакомиться с их этикетными правилами.

Знакомство с жаргонными словами 

Люди, далекие от проблем правильного написания или произнесения тех или иных слов, зачастую в поисках истины обращаются не к словарям, а к компетентным, по их мнению, личностям – профессионалам. Однако при этом мало кто задумывается, правильна ли речь журналистов, радио – и телеведущих, врачей, юристов, экономистов и даже учителей. В среде профессионалов используется свой жаргон, привычные обороты речи, которые никак нельзя считать правильным русским языком; например:

Мы серьезно отслеживаем это предприятие;
Он озвучил это в Думе;

Закон не прописан;
Высокая экологичность установки;
Была отмашка производить работы.

Откуда взялись эти слова? Так говорят специалисты, им вторят политики и чиновники. И журналисты воспроизводят это тысячекратным эхом. Почему? Из чувства большого уважения к профессиональной речи? Или от нечуткости, неумения отличить правильное и красивое от неправильного и безобразного? Или от безразличия к языку – способу существования наших мыслей? А в профессиональную речь, откуда это пришло? Ответ один: из просторечия, из неграмотной речи необразованных людей. В речи большинства из нас угадывается страх выразиться просто, понятно, живо, по–своему. Конечно, куда проще ухватиться за «соломинку» шаблона. И мы стремимся искусственно привязать где–то когда–то услышанный речевой стереотип к своей, мягко говоря, несовершенной речи. Молодежный жаргон (зачитывается слово, воспитанники должны отметить у себя на листах бумаги знают они это слово или нет, далее зачитывается определение незнакомых жаргонных слов).

Патимейкер Новая песня с незамысловатым текстом. Автор – Виталий Пика.
Трэшер (Thrasher) Thrasher — трэшер это скейтерский бренд, который носили исключительно скейтеры.
Но сейчас это становится зашкваром и трэшер магазин носят всякие...
Рофл, Рофлить Рофл – Очень громко смеяться или хохотать.
Стоник Стоник это одежда бренда Stone Island Хайповый, Хайп, Хайпим Хайповый означает модный, в теме, шарит что происходит в мире моды.
Хайп это то, что сейчас модно.
Хайпим означает тусим, развлекаемся, зажигаем....
Байтить, Байт Байтить – это полностью скопированное слово или же стиль.
Воровать у кого то идеи и скрывать, что идея сворована, чтобы люди хавали По фану По фану означает что–то сделанное по приколу, не серьезно....
Скр, Skrrt, скѐр, скер Простой звук без какого либо смысла. Этим звуком имитируют удар брюса ли, звуки при сексе, торможение....
Пинрол Подвернуть–заузить штаны или джинсы Я шарю Я шарю, а ты нет означает что кто–то понимает в моде, смыслит во всех фразах, а кто–то нет.
Лакшери Английское словечко Luxury, что в переводе означает что–то престижное, максимально крутое!
Мы все живем лакшери жизнью.
ЧСВ ЧСВ – чувство собственной важности, гордыня, высокомерие, самомнение
Репит Репит, репить, зарепить – повторять, стоит на повторе, говорить одно и тоже....
Челлендж Челлендж (от англ. challenge вызов, испытание, сложность) – высказать недовольство об общественном мнении и вкуса.
Скриптонит Скрпитонит – это казахстанский исполнитель, который выпускает мощный реп.... 24 на 7 24/7 – 24 часа в сутки, семь дней в неделю...
Панч, Панчлайн Панчлайн от английского punch, punchline, что означает энергия, сила, удар....

– Известны ли вам обидные, грубые выражения нашей речи?
– Как называются такие слова? (Плохие, скверные, нецензурные.)

Интересна история слова скверна.

Слово это древнее, и в языках разных славянских народов, в том числе и древнерусском, означало следующее: нечистоты, грязь, мерзость, нечисть, пятно, порок. Зная это, можете ли вы объяснить значения современных слов сквернословить, сквернословие, сквернослов?

– Понимают ли люди-сквернословы, что речь их нехороша, неприятна для окружающих?
Слово дано человеку, животным – немота
–  Почему народ сложил такую пословицу? Рассуждая, обратите внимание на противопоставления в этой короткой фразе: слово – немота, человек – животное.
– Какой совет следует из ваших рассуждений?
СОВЕТ: никогда не используй в своей речи скверные слова.

Работа в группах

Главными условиями формирования жаргонов являются скорость передачи информации, экспрессивность и понятность в узком кругу специалистов, поэтому при их употреблении в общелитературном языке, в публичной речи говорящий не может рассчитывать на широкую аудиторию. Несомненной приметой нашего времени является смешение стилевых норм, общая тенденция демократизации коснулась и речи. Но не надо забывать, что при всех изменениях речь должна оставаться живой, осмысленной, ясной для всех, а вторжение профессиональных жаргонных слов и выражений делает нашу речь ущербной, а общение невозможным. Поговорим о том, какие слова не помешают, а только украсят нашу речь. Знаете ли вы такие слова. Попробуйте заполнить таблицу, выбрав из перечисленных слов, которые должны употреблять в речи: РЕДКО; ЧАСТО; НИКОГДА.

Вот; Так сказать; Теперь; Значит; Ну; В принципе; Это, это самое; Кажется;

Извините; Прошу; Благодарю; Пожалуйста; Разрешите; Здравствуйте; Будьте добры; Спасибо;

Плохие слова; (скверные) слова; обидные выражения; прозвища; нехорошие  высказывания по поводу национальности; нехорошие  высказывания по поводу цвета кожи, нехорошие  высказывания по поводу языка; нехорошие  высказывания по поводу умственных способностей

РЕДКО ЧАСТО НИКОГДА
     
     
     
     

 

– Обменяйтесь своим речевым опытом. Подарите друг другу красивые слова русского языка и активно используйте их в своей речи. (Дети читают слова из среднего столбика.)

Тест "Выбор правильного ответа" 

Ситуация  1.

Вы звоните по телефону и хотите поговорить с подругой (другом). Выберите наиболее вежливую форму выражения просьбы.

А) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Б) Здравствуйте, позовите Машу!

В) Здравствуйте, извините, Маша дома?

Ситуация  2.

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант просьбы?

А) Можно войти?
Б) Я войду?

В) Извините, можно войти?

Ситуация  3.

Вы едете в автобусе и хотите пройти к выходу. Ваш вариант обращения к окружающим?

А) Пропустите меня, я выхожу.
Б) Разрешите пройти.

В) Извините, можно пройти?

Ситуация  4.

Вам вручают подарок.

Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки непростые –
В них застёжки золотые.

Вы его принимаете и отвечаете:

А)         

Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.

Б)         

У меня уж есть сапожки.
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.

В)

Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не впору.

Задание 

Каждая этикетная ситуация имеет устойчивый набор речевых формул, которые рекомендованы к употреблению. (На листе бумаги, дети, записывают свой словарный запас стандартных этикетных ситуаций).

К стандартным этикетным ситуациям относятся:

приветствие, 
привлечение внимания и обращение,
представление и знакомство,
приглашение,
предложение,
просьба,
совет,
благодарность,
отказ и согласие,

поздравления,
соболезнования,
сочувствие и утешение,
комплимент.

Задание "Правила речевого этикета"

Лист бумаги формата А3 делится на 4 части, где указываем утро, день, вечер и ночь. Выработать свои правила речевого этикета используемого в течение дня и, исходя, из этого дети перечисляют, как они приветствуют друг друга, встав утром, придя на завтрак, зайдя в класс и т.д.

Подведение итогов. Рефлексия 

– Каждый образованный человек в своём разговоре соблюдает общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы.

– Давайте вспомним, какие стандартные этикетные ситуации мы сегодня рассмотрели? (приветствие, привлечение внимания и обращение, представление и знакомство, приглашение, предложение, просьба, совет, благодарность, отказ и согласие,  поздравления,  соболезнования, сочувствие и утешение, комплимент).
А какое Золотое правило речевого этикета базируется на главном моральном принципе, сформулированном еще И. Кантом? 
(Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.)

 

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Ченцова Л.Н.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ваше мнение

    Порядок подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг

    Информация

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

     

     

    Материалы проекта

    "Семья – основа мира"

     

     

     


    Copyright MyCorp © 2025
    uCoz