ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель: формирование у несовершеннолетних нравственных понятий, выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах.
Задачи:
1. Обсудить с несовершеннолетними понятия "добро", "доброта".
2. Формировать у несовершеннолетних доброжелательность, отзывчивость, доброту и милосердие, толерантность.
3. Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: игровое путешествие.
Оборудование: толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Возраст детей: 7-12 лет
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ПРИВЕТСТВИЕ
Ведущий:
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята друг на друга, пожалуйста и улыбнитесь. Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте один поучительный рассказ-притчу.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.
Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу.Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка живая или мертвая, мудрец ответил: "Все в твоих руках человек...все.. в твоих.. руках". Почему мудрец дал такой ответ завистнику? (рассуждения детей). Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой. Совершить хороший поступок или плохой. И тема нашего занятия "Доброта творит чудеса". И не случайно я ребята рассказала вам эту притчу, я хотела показать, что в наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми и дружелюбными. Сегодня у людей всего мира наблюдается тенденция резкого уменьшения этого замечательного качества человека, т.е. добра в мире стает меньше. Люди стали злые, жестокие, равнодушные к бедам и горю других людей. (Раздается стук в дверь заходит почтальон с письмом и передает ведущему). Ведущий зачитывает письмо:
"Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители планеты "Сердце Добра". Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста! (Ведущий раздаёт ребятам пригласительные билеты на планету "Сердце Добра").
Ведущий: Ребята, поможем жителям планеты "Сердце добра"?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ "Путешествие по волшебной стране".
1-я остановка "Долина Добра"
Ведущий: В этой стране есть долина Добра, только посмотрите, она заколдована, постоянно покрыта туманом. -Ну что, попытаемся расколдовать эту долину? Ключевое слово сегодня: доброта.
- Ребята, что же такое доброта? (ответы детей).
Ведущий: Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое .
В словаре Сергея Ивановича Ожегова "добро" "доброта" определяется, как "отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим". "Добро - всё положительное, хорошее, полезное, ласковое". Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми? (кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек стараемся быть вежливым)
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Так какие три понятия доброты мы узнали?(ответы детей).
Ведущий: Ребята у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на секунду, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: в нашей долине Добра стало светлее. Это от ваших улыбок появилось солнце. Но чего-то ему не хватает.(Ответ детей: Лучиков).
Ведущий: Верно, ребята, и чтобы у нашего солнышка появились лучики нам нужно расшифровать слово "Доброта". (ведущий раздаёт ребятам лучики и напечатанные слова на каждую букву слова "Доброта").- Каждое слово несет в себе определенную информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово. (ребята объясняют свой выбор).
Д - добродушный, добрый, доверчивый/
О - открытый, отзывчивый
Б - благотворительный, благотворящий, благородный
P - решительный, радостный
O - ответственный
Т - толерантный, терпеливый, трогательный
А - активный (ребята выполняют задания и приклеивают лучики солнцу)
Ведущий: Ребята, посмотрите, туман над долиной развеялся, и ярко светит солнышко. А значит, мы справились с заданием.
2-я остановка "Озеро добрых поступков"(на остановке стоит сундучок).
Ведущий: Посмотрите, какой чудесный сундучок. Интересно, что же в сундучке? Давайте, посмотрим? (в сундучке картинки капелек с плохими хорошими поступками).
Ведущий: Сейчас я раздам Вам капельки, а вы посмотрите какие на них изображены поступки. Хорошие поступки мы поместим в наше озеро, а плохие -назад в сундучок. Договорились?
Дети получают картинки с изображением хороших и плохих поступков, помещают их в сундук или в озеро и объясняют свой выбор). (На картинке: мальчик дразнит девочку, сажает дерево, уступает место в автобусе старшим, обижает собаку, стреляет из рогатки в птиц, помогает маме, помогает пaпe).
Ведущий: Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в море добра. Вы отлично справились с заданием. Молодцы!
3-я остановка "Непроходимое болото трудных задач"
Ведущий: Ребята, а как определить настоящее доброе дело?
Я предлагаю выполнить тест. Если вы согласны с утверждением, то отвечаете "да", если нет – отвечаете "нет".
- Доброе дело настоящее, если делается по принципу "ты мне – я тебе"?( Нет)
- бескорыстно? (Да)
- ради получения денег или славы? (Нет)
- незаметно для других? (Да)
- чтобы гордиться собой? (Нет)
- потому что заставили? (Нет)
- из любви к окружающим? (Да)
Итак, доброе дело настоящее, если оно делается бескорыстно, незаметно для других, не ради себя, из любви к ближнему. И чтобы пройти болото , нам необходимо выполнить следующее задание:
4-я остановка "Опушка сказочных героев"
Ведущий: Ребята, а вы любите сказки?
В них встречаются добрые и злые герои.Нам нужно выполнить следующее задание. Я буду показывать сказочного героя, а вы отвечайте добрый он или злой. Попытайтесь объяснить почему вы так считаете. (Белоснежка, Баба-Яга, Доктор Айболит, Крокодил Гена, Шапокляк, Винни-Пух, Леопольд, Карабас- Барабас, Красная Шапочка).
5-я остановка "Остров добрых людей "
Ведущий: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
-Можно ли человека заставить быть добрым?
-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- Что же надо делать, чтобы быть добрым? (совершать добрые поступки).
На острове скорпионы-картинки, на обратной стороне слова, которые обозначают "зло" (Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война Ложь. Неопрятность).
Ведущий: Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы поступков с добром было больше. Ребята, посмотрите, как много у нас разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, машинка, молоток. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Дети: зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку). Вы называете добрый поступок, а я снимаю - злой. (убираем скорпионов). - Вот видите, ребята, и зло можно победить.
Ведущий: Вот и справились мы со всеми заданиями и помогли жителям. Хоть и жалко расставаться с планетой "Сердце Добра", но нам пора возвращаться домой.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Игра "Стоп – красный свет"
Вы знаете, что когда горит красный свет светофора идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале.Я буду рассказывать эпизоды, как только вы заметите плохой поступок - поднимите красный кружок, добрый поступок – зелёный кружок.
• Брать без спросу чужие вещи.
• Заботиться зимой о птицах.
• После игры убирать в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
• Не помогать взрослым.
• Дёргать за хвост собак или кошек, бросать камни в птиц.
• Обижать тех, кто младше и слабее.
• Не уступить место в автобусе.
• Ломать ветки деревьев и кустов.
• Ухаживать за младшей сестрой или братом.
• Заботиться о близких.
• Выручать друзей в беде.
• Улыбаться тем, с кем общаешься.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Ребята, посмотрите, жители планеты "Сердце добра", оставили нам сердечки. Возьмите по одному сердечку, и нанизывая их на ниточку, скажите, о чём мы сегодня говорили? (Дети нанизывают сердечки на ниточку и выскзывают).
Ведущий: Какие чудесные бусы из сердечек получились у нас. Посмотрите, как плотно прилегают бусинки друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в группе были сплочённые и дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за добрые дела, говорили: "Спаси вас Бог"! Постепенно Спаси вас Бог превратилось в короткое "Спасибо!". Я говорю вам спасибо! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.
Правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1. Помогать людям.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
6. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
7. Любить людей знакомых и не знакомых, не обижать их.
8. Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
9. Делать добро для близких и друзей.
10. Не завидовать!
11. Не вредничать!
12. Не грубить!
Помни:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Родникова С.Н.