Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших коррекционно-развивающих задач.
Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. И в реабилитационные центры всё больше попадает детей, имеющих нарушения в речевом развитии. И здесь дети нуждаются в коррекции и развитии речи. Данная проблема имеет не отдельное нарушение структурного компонента, а комплексное отставание речевых компонентов. Нельзя не отметить, что речь ребёнка зависит от сформированности других высших психических функций.
На данный момент инновационным и эффективным методом в развитии речи является логоритмика с элементами нейрогимнастики.
Нейрогимнастика – "Гимнастика мозга"
Нейрогимнастику относят к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого "кинезис" — движение, "логос" — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.
Эта методика активации природных механизмов работы головного мозга с помощью физических упражнений, объединение движения, мысли и речи. Нейрогимнастика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Это универсальная система упражнений, она эффективна не только для детей, но и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение данных упражнений у детей с речевыми нарушениями.
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики - "Гимнастика мозга", это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Было установлено, что формирование мозга начинается еще в пренатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.
На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая "разбудить" те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня её называют нейрогимнастикой.
Задачи нейрогимнастики:
• развитие межполушарной специализации,
• развитие межполушарного взаимодействия,
• развитие комиссур (межполушарных связей),
• синхронизация работы полушарий,
• развитие мелкой моторики,
• развитие способностей,
• развитие памяти, внимания,
• развитие речи,
• развитие мышления.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, развитию общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми - это активизация процесса говорения и развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- увеличить интенсивность развития речи;
- исключить перестановку звуков, "каверкание" слов;
- сделать речь ребенка чище и понятной окружающим;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- формировать умение слушать и слышать.
Существует комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока.
- Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
- Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
- Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
При выполнении упражнений советуют придерживаться следующих несложных правил.
- Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
- Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
- В одну тренировку не надо включать "все и сразу", 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Примеры упражнений
- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно "рисовать" круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
- Указательными и средними пальцами рук "рисовать" вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- "Жаба". Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
- "Кольцо". По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
- "Кошка". Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать "коготки"
- "Цепочка". По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем другой руки (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- "Зеркальное рисование". Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
- "Путаница". Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.
- "Молоток-пила" (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) - левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время "забиваем молотком гвозди".
- "Нос-ухо" - левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
- "Перекресты" - стоя правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.
Упражнения для развития мелкой моторики
"Кулак – ребро – ладонь"
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.
"Начинаем рисовать"
Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихотворении.
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
"Начинаем рисовать усложненный вариант"
Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:
Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.
Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.
Упражнение "Капитан"
Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем "лайк", все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.
"Лягушка"
Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.
"Ухо – нос"
Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с "точностью до наоборот".
"Блинчики"
Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики).
Упражнение "Гриб-Полянка"
Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.
Его так же делаем в ритм стиха:
Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.
Упражнение "Голуби летели"
Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.
Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.
Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.
Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.
Упражнение "Лиса и Заяц"
На одной руке складываем пальцы в "Лису". Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх. Другая рука в знаке "виктория". Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития в речи. Таким образом, следует отметить пользу упражнений нейрогимнастики:
- стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях.
Заливина Татьяна Николаевна специалист по реабилитационной работе в социальной сфере