Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 03.05.2024, 04:39 |
Приветствую Вас Гость |
|
Доклад "Нейрогимнастика, как метод развития речи"Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших коррекционно-развивающих задач. Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. И в реабилитационные центры всё больше попадает детей, имеющих нарушения в речевом развитии. И здесь дети нуждаются в коррекции и развитии речи. Данная проблема имеет не отдельное нарушение структурного компонента, а комплексное отставание речевых компонентов. Нельзя не отметить, что речь ребёнка зависит от сформированности других высших психических функций. На данный момент инновационным и эффективным методом в развитии речи является логоритмика с элементами нейрогимнастики. Нейрогимнастика – "Гимнастика мозга" Нейрогимнастику относят к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого "кинезис" — движение, "логос" — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Эта методика активации природных механизмов работы головного мозга с помощью физических упражнений, объединение движения, мысли и речи. Нейрогимнастика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Это универсальная система упражнений, она эффективна не только для детей, но и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение данных упражнений у детей с речевыми нарушениями. Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Было установлено, что формирование мозга начинается еще в пренатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга. На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям. Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая "разбудить" те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня её называют нейрогимнастикой. Задачи нейрогимнастики: Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, развитию общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. Основная цель применения нейрогимнастики с детьми - это активизация процесса говорения и развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: - увеличить интенсивность развития речи; - исключить перестановку звуков, "каверкание" слов; - сделать речь ребенка чище и понятной окружающим; - развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; - формировать умение слушать и слышать. Существует комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока.
При выполнении упражнений советуют придерживаться следующих несложных правил.
Примеры упражнений
Упражнения для развития мелкой моторики "Кулак – ребро – ладонь" Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками. "Начинаем рисовать" Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихотворении. Мы восьмерки рисовали, "Начинаем рисовать усложненный вариант" Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур: Мы восьмерки рисовали, Треугольники, квадрат, Упражнение "Капитан" Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем "лайк", все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп. "Лягушка" Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук. "Ухо – нос" Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с "точностью до наоборот". "Блинчики" Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики). Упражнение "Гриб-Полянка" Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп. Его так же делаем в ритм стиха: Под осиной, у ворот Упражнение "Голуби летели" Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра. Голуби летели, Голуби летели, Голуби летели, Упражнение "Лиса и Заяц" На одной руке складываем пальцы в "Лису". Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх. Другая рука в знаке "виктория". Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки. Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития в речи. Таким образом, следует отметить пользу упражнений нейрогимнастики:
Заливина Татьяна Николаевна специалист по реабилитационной работе в социальной сфере |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |