Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 04:39

Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Получателям услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг
используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/380597

Мини чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Доклад "Нейрогимнастика, как метод развития речи"

      Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших коррекционно-развивающих задач.

          Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна, так как процент детей с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. И в реабилитационные центры всё больше попадает детей, имеющих нарушения в речевом развитии. И здесь дети нуждаются в коррекции и развитии речи. Данная проблема имеет не отдельное нарушение структурного компонента, а комплексное отставание речевых компонентов. Нельзя не отметить, что речь ребёнка зависит от сформированности других высших психических функций.

      На данный момент инновационным и эффективным  методом в развитии речи  является логоритмика с элементами нейрогимнастики. 

      Нейрогимнастика – "Гимнастика мозга"

      Нейрогимнастику относят к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого  "кинезис" — движение, "логос" — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Эта методика  активации природных механизмов работы головного мозга с помощью физических упражнений, объединение движения, мысли и речи. Нейрогимнастика  позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.  Нейрогимнастика направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Это универсальная система упражнений, она эффективна не только для детей, но и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение данных упражнений у детей с речевыми нарушениями.
          В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики - "Гимнастика мозга", это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.  Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.  

      Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов. Было установлено, что формирование мозга начинается еще в пренатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.

      На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

      Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая "разбудить" те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня её называют нейрогимнастикой.

Задачи нейрогимнастики:
• развитие межполушарной специализации,
• развитие межполушарного взаимодействия,
• развитие комиссур (межполушарных связей),
• синхронизация работы полушарий,
• развитие мелкой моторики,
• развитие способностей,
• развитие памяти, внимания,
• развитие речи,
• развитие мышления.

      Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

          Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Известно также, что формирование движений происходит при участии речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации,  развитию общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память. 

          Основная цель применения нейрогимнастики с детьми  - это активизация процесса говорения и развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- увеличить интенсивность развития речи;

- исключить перестановку звуков,  "каверкание" слов;

- сделать речь ребенка чище и понятной окружающим;

- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- формировать умение слушать и слышать.

     Существует комплекс кинезиологических  упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока.

  1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
  3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

При выполнении упражнений советуют придерживаться следующих несложных правил.

  • Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения.
  • Лучше сделать меньше, но качественнее.
  • Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
  • Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме.
  • В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
  • Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
  • В одну тренировку не надо включать "все и сразу", 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.

Примеры упражнений

  • Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.
  • Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно "рисовать" круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
  • Указательными и средними пальцами рук "рисовать" вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
  • "Жаба". Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
  • "Кольцо". По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
  • "Кошка". Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать "коготки"
  • "Цепочка". По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем другой руки (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
  • "Зеркальное рисование".  Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
  • "Путаница". Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.
  • "Молоток-пила" (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) - левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время "забиваем молотком гвозди".
  • "Нос-ухо"  - левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
  • "Перекресты" - стоя  правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.

Упражнения для развития мелкой моторики

 "Кулак – ребро – ладонь"

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движение вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками.

"Начинаем рисовать"

Обеими руками в воздухе рисуем фигуры, которые проговариваем в стихотворении.

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

"Начинаем рисовать усложненный вариант"

Начало упражнения такое же, как и в предыдущем, но добавляем фигур:

Мы восьмерки рисовали,
А они у нас упали.
Нарисуем мы волну,
Очень длинную струну,
Нарисуем мы зигзаг,
Нарисуем так и так.

Треугольники, квадрат,
Несколько кругов подряд,
А еще добавим точки,
Крестики, нули, крючочки,
В воду кисти окунем
и немного отдохнем.

Упражнение "Капитан"

 Одной рукой отдаем честь, поднося ее ко лбу внутренним ребром ладони, как бы прикрываясь от солнца. Другой рукой показываем "лайк", все пальцы собраны в кулак кроме большого, который оттопырен вертикально вверх. Руку можно держать перед грудью согнутой в локте, но веселее – выпрямить, вытягивая вперед. Меняем руки. Ускоряем темп.

"Лягушка"

Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и однонаправленно менять положение рук.

 "Ухо – нос"

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с "точностью до наоборот".

"Блинчики"

Попеременно меняем руки: правая ладонью вниз перевёрнута к столу, левая ладонью вверх, попеременно по сигналу меняем положение ладоней (как бы переворачиваем блинчики).

Упражнение "Гриб-Полянка"

Одна рука символизирует гриб: располагаем предплечье вертикально вверх, кисть собрана в кулак. Гриб стоит на полянке. Полянку делаем из второй руки горизонтально расположенной под первой выпрямленной ровной ладонью вниз, как за партой. Затем пеняем руки. Увеличиваем темп.

Его так же делаем в ритм стиха:

Под осиной, у ворот
Подосиновик растет.
И горит-горит на нем
Шапка красная огнем.

Упражнение "Голуби летели"

Руками делаем волнообразные движения, имитируя движение крыльев птиц. Затем сгибаем руки в локтях, приближая кисти к плечам, касаясь их пальцами. Потом перекрещиваем руки, прикладывая ладони к противоположным плечам. И поднимаем руки вверх. Затем повторяем тоже упражнение, но руки ставим на пояс, потом на бедра.

Голуби летели,
На плечики сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
И на пояс сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Голуби летели,
На коленки сели,
Местами поменялись,
В небо поднялись.

Упражнение "Лиса и Заяц"

На одной руке складываем пальцы в "Лису". Большой, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони, указательный и мизинец выпрямлены и направлены вверх.  Другая рука в знаке "виктория". Указательный и средний пальцы вверх, остальные прижаты к ладони. Попеременно меняем руки.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение упражнений оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь  способствует коррекции недостатков развития в речи.  Таким образом, следует отметить пользу упражнений нейрогимнастики:  

  • стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; снижает утомляемость;
  • улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
  • благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
  • повышает продуктивную работоспособность;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях.

 

Заливина Татьяна Николаевна специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ваше мнение

    Порядок подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг

    Информация

     


    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz