Цель: формировать культуру поведения, вежливого, уважительного отношения к членам семьи и к окружающим; развивать творческое мышление, сообразительность, чувство юмора, интерес к культуре человека; формировать навыки бесконфликтного поведения в семье.
Введение
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте! Что же особенного в том, что мы друг другу сказали? Просто "здравствуйте".
- Отчего же капельку солнца прибавилось в мире?
- Отчего же капельку счастья прибавилось в мире?
- Отчего же капельку радостней сделалось в мире?
Ребята, а вы задумывались когда-нибудь, что же мы желаем этим словом "здравствуйте"? Мы желаем доброго здоровья, мира, счастья. Во все времена невоспитанностью и неуважением к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.
Ребята, а ведь приветствие – это одно из самых важных правил. А каких правил? Как сказать одним словом, когда мы говорим о хороших манерах, о поведении в театре, в планетарии, в учебном заведении…? (ЭТИКЕТ)
Послушайте короткое стихотворение и скажите о чем оно?
- Семья – это счастье, любовь и удача.
- Семья – это летом поездки на дачу.
- Семья – это праздник, семейные даты.
- Подарки, покупки, приятные траты.
Так о чем же это стихотворение? (О семье). А о каком этикете мы сегодня будем говорить?(О семейном). Теперь назовите тему нашего занятия.(Семейный этикет).
Поговорим о правилах семейного этикета. Продолжим разговор о вежливости, а главное научимся дарить любовь и радость своим близким, будем приветливыми и добрыми к окружающим.
Основная часть
1. Рассказ
Зная правила, вы будете чувствовать себя увереннее в семье, в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к семье и к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
Этикет- это французское слово. На одном из пышных приемов у короля Людовика 14 вручали карточки с перечислением некоторых обязательств правил поведения. В переводе с французского "этикетка" – это карточка, отсюда и пошло слово "этикет".
У каждого из вас, ребята, есть люди, самые близкие и любимые вам. Эти люди полюбили вас, когда вы родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Родители.) А как сказать одним словом папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка…(Семья)
- Слово "семья" произошло давно, когда настоящей семьей считалась семья, которая состояла не менее чем из семи человек. В некоторых семьях было по 9, 10, 12 детей. Корни этикета можно найти в устном народном творчестве – это пословицы.
2. Игра "Закончи пословицу"
- В гостях хорошо, (а дома лучше).
- Не нужен клад, (когда в семье лад).
- Чем богаты, (тем и рады).
- Когда семья вместе, (то и душа на месте).
- Мой дом – (моя крепость).
- Не красна изба углами, (а красна пирогами).
- Не будет добра, (коли в семье вражда).
- При солнышке тепло, (при матери – добро).
– Ребята, ваши родители всегда будут любить и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родными некоторые подростки.
3. Практикум "Разбор ситуаций"
1 ситуация
(Девочка собирается на дискотеку, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся).
Мама:
– Лера, положи вещи на место.
Девочка:
– Мама, отстань! Не видишь. Я тороплюсь.
– Ты когда вернешься?
– А что?
– Я сегодня устала на работе, хотела лечь пораньше спать. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
– Так тебе и надо! Может, быстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно мне некогда!
– До свидания, дочка.
– Знает ли девочка правила семейного этикета? (Не знает).
– За что мы осуждаем девочку? (За грубость. За неуважительное отношение).
– Какие правила этикета ей надо бы соблюдать. (Говорить с мамой мягко и по- доброму. Употреблять вежливые слова. Сообщить маме во сколько вернется. Уважать маму, не обижать).
2 ситуация
– (Входит Борька с другом. Их в прихожей встречает бабушка).
Борька:
– Идем. Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка,одернув кофточку и поправив платок, тихо:
– Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…(уходит).
Друг:
– А с нашей бабушкой всегда все здороваются. Она у нас главная.
– Как это главная?
– Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри отец взгреет.
– Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!
– Чудно! Теперь старых все уважают! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так теперь ему платят родные. Суд постановил. А стыдно-то как перед соседями, жуть.
– Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова, - покраснев промолвил Борька.Борька прощается с другом. Но задерживает его у дверей.
– Бабушка иди сюда, попрощайся с моим другом.
– Что вас возмутило? (Грубое отношение Бори к своей бабушке.) А что можно сказать о его друге? В какой семье соблюдаются правила семейного этикета?
- Повлияли слова друга на Борю? Докажите. (Борька назвал бабку "бабушкой" и пригласил ее для прощания с другом. Так принято по этикету).
4. Игра – соревнование "Правила семейного этикета"
– У вас на столе файл с таблицей. Вам необходимо составить правила семейного этикета и записать их в таблицу. Побеждает та пара, которая сумеет за короткое время составить как можно больше правил семейного этикета.
- 1 пара составляет правила "Как вести себя дома".
- 2 пара составляет "Правила поведения и этикета за столом".
- 3 пара составляет "Правила поведения в гостях".
Проверка. (Дети зачитывают правила).
"Как вести себя дома" |
|
"Правила этикета за столом" |
|
"Правила поведения в гостях" |
|
Заключение
– Ребята, а по какой теме мы работали на сегодняшнем занятии? Что нового для себя узнали? Чему учились?
Рефлексия
– Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка). С помощью жестов поблагодарим друг друга за работу(аплодисменты) и скажем всем вместе "Спасибо".
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Галеева Ф.А.