Цель: профилактика регулярных занятий физической культурой, как основной составляющей здорового образа жизни.
Задачи: 1)ознакомить воспитанников с основными компонентами физической культуры и спорта; 2) показать позитивное влияние двигательной активности на здоровье человека; 3) обосновать необходимость регулярных занятий физической культурой и спортом, в плане укрепления здоровья людей.
Ход лекции
1. Движение — это жизнь. Физическая культура тесно связана с двигательной активностью и закаливанием. Двигательная активность, как и питание, является важной биологической потребностью, основой здорового образа жизни и формирования здоровья человека. Мышечная нагрузка необходима человеку. Без работы мышц не может нормально функционировать ни одна из систем организма. Чтобы выжить, наш предок должен был быть сильным и выносливым. Функциональные возможности органов и систем были приспособлены к высокой физической активности.
Под влиянием движений повышается устойчивость организма к различным заболеваниям. Установлено, что регулярные физические упражнения уменьшают в кровотоке количество холестерина, способствующего развитию атеросклероза. Одновременно происходит активизация антисвертывающей системы крови, препятствующей образованию тромбов в сосудах, кровяное давление благодаря физическим упражнениям снижается в среднем на
Длительная равномерная нагрузка в виде бега укрепляет иммунную систему, активизирует процесс кроветворения: увеличивается количество лейкоцитов и эритроцитов, содержание гемоглобина повышается. Медицинские наблюдения показали, что под влиянием регулярных занятий бегом может ускоряться обновление клеток пищеварительных желез, способствуя торможению процесса замещения мышечной ткани на жировую.
Для начинающих рекомендуется больше внимания уделять регулярности занятий, нежели нагрузкам; в качестве первоочередной цели можно рекомендовать регулярно заниматься ходьбой, как минимум, в течение 30 мин хотя бы 3 раза в неделю. Само собой разумеется, что за месяц пациенту следует увеличить нагрузку до уровня, способствующего укреплению сердечно-сосудистой системы (30 мин быстрой ходьбы ежедневно). Для большинства здоровых людей максимальное улучшение состояния сердечно-сосудистой системы может быть достигнуто с помощью программы усиленных занятий аэробикой по 15 — 45 мин от 2 до 4 раз в неделю.
Современному человеку нужно ежедневно проходить 5 — 7 тыс. м (10 тыс. шагов), т.е. не менее 1 ч в день находиться в повышенной физической активности. Есть упоминание о высеченном на скале в Элладе 2500 лет тому назад изречении: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». С этим следует согласиться, чтобы привлечь внимание к необходимости физической активности для поддержания здоровья, не забывая, однако, что во всем надо знать меру
2. Физическая культура в молодом возрасте.
На занятиях физической культурой и спортом обязательно применяются общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными и специальными, которые направлены на совершенствование физических качеств.
Средствами физического воспитания являются гимнастика, разнообразные игры, туризм. Дозирование физических нагрузок у детей — одна из самых трудных задач. Ориентироваться только на возраст недостаточно, так как дети одного возраста могут отличаться не только по типам телосложения, но и по уровню биологического развития и психофизических особенностей.
Родители нередко спрашивают, не могут ли физические усилия, неизбежные в спорте, причинить вред детскому организму и с какого возраста можно начинать заниматься спортом. Прежде всего, необходимо соблюдение возрастных норм для начала занятий различными видами спорта и для начала каждого этапа многолетней спортивной подготовки, начального, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования и, наконец, высшего спортивного мастерства (табл.).
Таблица. Возрастные нормы для начала занятий спортом
Вид спорта |
Возраст допуска в группу, лет |
||
|
начальной подготовки |
учебно-тренировочных занятий |
спортивного совершенствования |
Баскетбол и волейбол |
10-13 |
12-17 |
16-18 |
Бадминтон |
10-13 |
12-17 |
16-18 |
Батут |
9-12 |
11-17 |
16-18 |
Велосипедный спорт |
12-14 |
14-17 |
17-19 |
Легкая атлетика |
9-12 |
12-17 |
17-18 |
Ручной мяч |
10-13 |
12-17 |
16-18 |
Теннис настольный и большой |
7-10 |
9-15 |
14-17 |
Тяжелая атлетика |
13-14 |
14-17 |
17-18 |
Фигурное катание |
7-9 |
9-13 |
13-17 |
Футбол, хоккей с шайбой и мячом |
10-12 |
12-17 |
17-18 |
Шахматы |
9-11 |
11-17 |
15-18 |
Из спортивных развлечений школьникам рекомендуются плавание, катание на велосипеде, коньках, лыжные прогулки. В выходные дни и во время каникул полезны туристические походы (пешеходные и лыжные): однодневные — для детей младшего и двухдневные — для детей старшего школьного возраста
Очень важна для детей эмоциональная сторона занятий физическим воспитанием. Родители, воспитатели, преподаватели должны ставить перед ребенком те или иные задачи, формировать у него потребность достичь желаемого результата, а это несет детям радость и создает оптимистическое настроение. Решать эти непростые проблемы помогают светлые, просторные, чистые помещения, спортивные площадки и бассейны. На занятиях по физическому воспитанию полезно создавать музыкальный фон со знакомыми детям ритмами.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере: Борисенко Р.Г.