Задачи
- Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
- Учить узнавать и правильно называть комнатные растения по внешним признакам.
- Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями.
- Закрепить знания детей по уходу за комнатными растениями.
- Развивать логическое мышление, память, речь.
- Развивать у детей интерес к растительному миру.
Материал: комнатные растения (фиалка, сансивиера, хлорофитум, зефирантес, бегония, плющ, герань, статифиллум), картинки данных растений.
Специалист:
Сегодня, дети, я приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля). Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
- Да, это комнатные цветы, это также часть природы. А почему их называют комнатные растения? (они растут в горшках в комнате, растения все разные и называются они по-разному) Вот и сегодня мы поговорим о комнатных растениях, а поможет мне в этом "Волшебный цветок". (специалист показывает детям мягкую игрушку цветок в горшочке)
- Сейчас давайте посмотрим на наши комнатные растения в группе.
Дидактическая игра "Назови цветок"
( На столе выставлены комнатные растения в горшках. Детям нужно узнать и назвать, что это за цветок, а на другом столе лежат карточки с комнатными растениями, дети подбирают карточку к тому цветку, про который рассказывали)
1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки по форме похожи на кленовые. Окраска и размер цветов и листьев у различных видов разные. (Бегония)
2. Это растение рекомендуется завести дома, потому что оно считается оберегом и имеет лекарственные свойства - лечит от простуды. Его листочки округлой формы душистые и ароматные, а цветы, когда растение цветет как букетики. (Герань)
3. Растение с длинными изогнутыми светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками из которых потом вырастают крошечные розетки листьев, которые можно отделить и укоренить. (Хлорофитум)
4. Многолетнее вечнозеленое травянистое растение с прямостоячими плотными листьями. (Сансевиерия)
5.Очень красивое маленькое вечнозеленое травянистое растение. Листья мясистые, бархатистые, сверху темно-зеленые, с нижней стороны светло зеленые. Цветки бывают разного цвета: фиолетовые, розовые или белые, бывают простые, полумахровые и махровые, с гофрированными и волнистыми лепестками. (Фиалка)
-Молодцы! А теперь вам надо описать те растения, которые есть у нас в группе, но я про них не рассказала (спатифиллум, плющ).
- Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают дом, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).
- А что общего есть у всех комнатных цветов? (дети рассматривают схему строения цветка: корень, стебель, листья, цветок). А зачем растениям корень? ( С помощью корня растение пьёт воду, корень удерживает его над землёй). Для чего растению нужны листья? (На каждом листочке есть много отверстий, через которые растение дышит и выделяет кислород). Для чего растению нужен стебель? (На стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли). Для чего растению нужны цветы? (Из цветов образуются семена, которые можно посадить и вырастить вновь цветок).
А чем комнатные цветы отличаются друг от друга? (цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма и толщина листьев, стебля, окраска.
Дидактическая игра "С какого растения листок?"
- Посмотрите на эти листики и эти растения и постарайтесь определить, с какого растения упал каждый листик.
Дидактическое упражнение "Разложи цветы"
- На каждом горшке написана цифра. Разложите цветы так, чтобы в каждом горшке расцвело столько цветов, какая цифра написана на этом горшке. Сколько цветов расцветет в горшке с цифрой "1"? Один цветок. А в горшке с цифрами "2", "3"?
Динамическая пауза "Помощники"
Дети под текст песенки имитируют такие действия: тряпочками вытирают пыль, поливают из лейки, подметают вениками, губкой моют посуду.
Игра с прищепками "Кактус"
- Сделайте кактусу колючки из прищепок.
Дидактическая игра "Какой горшок отличается от других?"
- Покажите горшок с цветком непохожий на все остальные.
Игра с пуговицами "Цветок в красивом горшке"
- Разложите пуговицы на цветные круги подходящего цвета и размера.
Пальчиковое рисование "Цветы в горшке"
- Раскрасьте картинку, оставляя круглые отпечатки пальцев в нужном месте картинки.
Игра "Мы цветы сажали"
- Сначала приготовьте горшочек, поставьте его сверху на блюдце. Теперь заполним горшочек землей — крупой. Положим в горшочек луковицу — посадим цветок. Сверху еще положим крупы. Теперь нужно полить. Возьмите лейки и покажите, как вы будете поливать. Кроме воды, растению нужно солнце. Возьмите в руки солнышко и обойдите вокруг своего горшка. Вот и выросли цветы — воткните цветок в горшок.
Рисование карандашами "Поливаем из лейки"
- Нарисуйте воду в лейке — закрасьте поверхность внутри лейки синим карандашом. А теперь нарисуйте, как из лейки течет вода — прямые линии из носика лейки.
Дидактическое Упражнение "Подбери лопаткам ручки"
- Подберите каждой лопатке ручку по размеру и наденьте ее. Покажите лопатку с широкой ручкой, с узкой ручкой.
Игра "Назови ласково"
- Я буду передавать вам "Волшебный цветок" и говорить слово, а вам надо будет сказать это слово ласково:
Стебель – стебелек, корень – корешок, лист – листочек, цветок – цветочек, горшок-горшочек, земля-земелька, лейка-леечка, вода - водичка, фиалка – фиалочка.
Игра "Скажи наоборот"
Тонкий лист – толстый лист, сухая земля – мокрая земля, цветок расцвел – цветок завял, толстый стебелек – тонкий стебелек, маленький цветок – большой цветок, узкие листочки - широкие листочки, стебель высокий - низкий.
Игра "Четвертый лишний"
- Герань, бегония, алоэ, ромашка
- Колокольчик, василек, фиалка, одуванчик
- Береза, клен, хлорофитум, липа.
Физминутка "Комнатные цветы"
На окне в горшочках Дети сидят на корточках
Поднялись цветочки. Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх.
К солнцу потянулись, Разводят руки в сторону ладонями вверх.
Солнцу улыбнулись. Поворачиваются вправо-влево руки на поясе.
К солнышку листочки. Соединяют ладошки над головой.
Повернут цветочки, Раскрывают ладошки-бутоны.
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
- Кто в нашей группе ухаживает за цветами? Есть в мире профессии, которые связаны с выращиванием цветов. Сейчас я вам о них расскажу.
Специалист сопровождает рассказ показом иллюстраций.
- Цветовод - это специалист, занимающийся разведением и выращиванием цветочных культур. Это могут быть не только комнатные растения, но и цветы, которые высаживаются в парках, садах, на клумбах.
Селекционер - специалист, который занимается выведением новых сортов растений. Вот у фиалки столько сортов, что все сразу и не перечислишь. Есть простые фиалки, есть и махровые, есть фиалки с однотонными цветами.
Флорист - специалист, занимающийся составлением цветочных композиций, букетов. Его можно попросить составить "говорящий" букет, где будет иметь свое значение.
Фитодизайнер - специалист, занимающийся декорированием (украшением)окружающей среды растениями. Он может так украсить вашу комнату растениями, что вам будет приятно в ней отдохнуть.
Ребята, что необходимо комнатным растениям для того, чтобы они радовали нас своей красотой? (чистый воздух, свет и тепло, вода, почва, богатая питательными веществами). Да, за цветами нужно ухаживать. А как правильно ухаживать? (Нужно поливать цветы водой комнатной температуры, опрыскивать, удалять с них пыль губкой или кисточкой, убирать сухие и больные листья, подкармливать удобрениями, рыхлить землю, комнатные растения ставить в хорошо освещенные места).
Итог занятия: Расскажите ребята нашему "Волшебному цветочку" , о чем мы говорили на занятии? Что нового вы узнали? Какие есть профессии, связанные с выращиванием цветов. Как мы ухаживаем за комнатными цветами?
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Борисенко Д.Ш.