Практикум
Цель: формировать у несовершеннолетних понятие о поступках и их следствиях;
развивать умение анализировать свои действия и поступки, соотносить свои действия с действиями других людей;
воспитывать вежливость, деликатность, стремление к самосовершенствованию.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы (из приложения), карандаши, листы, ручки для письма.
Ход занятия:
- Вводная часть.
- Ребята! Антуан де Сент Экзюпери сказал такую фразу : "Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты - это твои действия, и нет другого тебя". Как вы, ребята, понимаете эти слова?
- Молодцы. Вы верно говорите, что каждый поступок характеризует человека, по ним мы судим друг о друге, именно поступки являются "визитной карточкой" человека. Поэтому, очень важно помнить, что каждый поступок, который выражается в действии или бездействии, несет в себе огромный смысл и значение. И самое главное, как говорил Конфуций: "Не делай другим того, чего бы не хотел испытать сам". И чтобы убедиться в этом мы сегодня с вами активно поработаем.
- Основная часть занятия.
2.1.Беседа о "поступках".
-Как вы понимаете значение слова поступок?
ПОСТУПОК: совершенное кем-нибудь действие. (Ожегов)
ПОСТУПОК: решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. (Ожегов)
ПОСТУПОК- Действие, совершенное кем-нибудь. (Ушаков)
- Поступок- это действие человека , направленное на кого-либо или что-либо. В своей жизни человек совершает множество поступков: и хороших, и плохих, мудрых и необдуманных. Важно помнить, что любой поступок приведет к какому- то результату. Прежде, чем совершить поступок, следует хорошенько подумать. Почему?
2.2. Анализ проблемных ситуаций.
- Оцените поступки ребят и ответьте: "Какие последствия будут у этих поступков?"
Ситуация № 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа.
Ситуация № 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых.
Ситуация № 3. Учащиеся 5 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.
Ситуация № 4 Мальчик Вася увлеченно играл в компьютерную игру всю ночь, а утром не смог встать и прогулял уроки.
Ситуация № 5. Одноклассники Андрей и Дима начали ругаться, и завязалась драка, в результате пострадал Дима как наиболее слабый.
Ситуация № 6. Девочка Оля увидела в магазине красивое платье, она его стала разглядывать, мерить и случайно порвала его.
- Ребята, как мы называем человека, который предвидит последствия своих поступков?
- Правильно, ответственным. У. Черчиль сказал такую фразу "Цена величия – это ответственность за каждую свою мысль". Т.е – ответственный человек - это свободный, мужественный, справедливый и великий человек. А каким вы его видите?
-
- Игровой момент "Анаграмма".
- Анагра́мма (от греч. ανα- — "за" и γράμμα — "письмо") — литературный приём, состоящий в перестановке букв определённого слова, что в результате даёт другое слово. Даны анаграммы, задача команд - расставить буквы в нужном порядке, чтобы получились слова. Время выполнения – 5 минут.
ИЖЗНЬ (жизнь)
РБОАЗОАВИНЕ (образование)
КЗАОН (закон)
ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
НАНЗЬТСОЯБО (обязанность)
-
- Викторина.
Вопросы викторины:
- Действие с определённой целью, намерениями и последствиями (поступок)
- Какой автор написал стихотворение "Что такое хорошо и что такое плохо" (Маяковский)
- Продолжите высказывание "Незнание закона не освобождает от…."(ответственности)
- Сократ говорил "Я считаю потерянным того человека, который потерял чувство….."(стыда)
- Каждый поступок совершается с определенной? (целью)
- Как называются близкие отношения людей, основанные на доверии, симпатии, привязанности (дружба)
- Поступки людей делятся на нравственные и ….(безнравственные)
- За любое совершенное преступление всегда последует….(наказание)
-
- Художественное слово. Чтение и анализ рассказа "Старый дед и внучек".
“Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее пододвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме все портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки (лоханка — небольшое корыто из деревянных дощечек). Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: “Что ты делаешь, Миша?” А Миша и говорит: “Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить”. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и с тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.”
Вопросы к тексту:
- Почему заплакали муж и жена?
- Какая главная мысль этого рассказа
- На какую пословицу или известную поговорку можно применить к этому рассказу?
-
- Игровой момент "Слова на заданную букву".
-Замените фразу – характеристику человека одним словом.
П |
Человек, всегда говорящий правду, честный. |
правдивый |
О |
Серьезно относится к порученному делу, своей работе |
ответственный |
С |
Борец за правду, честность |
справедливый |
Т |
Любящий труд |
трудолюбивый |
У |
Человек, верящий в свои силы, |
уверенный |
П |
Никогда и никуда не опаздывающий человек. |
пунктуальный |
О |
Необычен в своих поступках, находящий особенные решения, не похожие на других. |
оригинальный |
К |
Человек, воплощающий в себе лучшие качества, соблюдающий правила поведения, общения. |
культурный |
- 7. "Путешествие в сказку".
- Вы все любите и читаете сказки, а знаете , что сказочные герои, как мы с вами совершаем поступки? Кто-то хорошие, кто-то плохие. Сейчас мы обратимся к сказкам и выясним, какие правонарушения был у героев сказок. Я буду задавать вопрос, а вам нужно быстрей поднять руку и ответить на него.
1)Баба Яга из сказки про бабу- Ягу (похищение человека).
2)Иван-дурак из сказки "Сказка о коньке-горбунке" (похищение жар-птицы, похищение девицы).
3) Колобок из сказки (ушел из дома).
4) Царь из сказки Царевна – Несмеяна (насильно женит дочь).
5) Волк из сказки "Волк и семеро козлят" (незаконное проникновение в жилище).
6)Поп из сказки "О попе и о работнике его Балде" (отсутствие вознаграждения за труд).
7)Гуси-лебеди из сказки "Гуси-лебеди" (похищение человека)
- 8. Работа с пословицами и поговорками.
- Вот я смотрю на вас, мы все с вами все такие разные: взрослые- дети, сероглазые -кареглазые, русские-украинцы- крымские татары. Но у всех у нас есть много общего, что остается неизменным на протяжении многих столетий. Это наши традиции, культура, быт, народная мудрость и моральные принципы. Много столетий подряд человек наблюдал за повадками животных, за характером, привычками, результатом труда людей, за явлениями природы и по наблюдениям делал выводы, которые передавались из поколения в поколение как знание, как истина, как совет, к которому надо прислушаться. Эти давние советы известны и нам с вами, и называем мы их народной мудростью.
Так вот, народная мудрость, заключённая в пословицах, часто обращается к понятиям "поступок", "мысль", "ответственность".
- Послушайте пословицы разных народов и объясните, как вы их понимаете.
Кто спешит с ответом, тот мало думает. (арабская)
Быстро случается то, о чем потом долго сожалеем. (итальянская)
Все было бы хорошо, если бы каждый наш поступок мы могли совершать дважды. (болгарская)
Кто не знает начала - не понимает и конца. (грузинская )
- Вот видите, у разных народов существуют пословицы, имеющие одинаковый смысл. Да, люди, живущие в других странах, выражают свои мысли разными словами, но содержание остаётся одинаковым. Так и наши поступки. Люди разных национальностей совершают хорошие поступки.
9. Итог занятия.
- Мы много говорим о культуре и воспитанности, учимся быть честными и справедливыми, добрыми и терпимыми, и всё- таки, порой мы совершаем необдуманные поступки, которые могут привести к конфликтам, ссорам и даже войнам.
- Подумайте, что нужно делать людям разных народов, взглядов , верований, чтобы избежать этого? (уважать других, говорить приятные слова, иногда промолчать, быть терпимым(толерантным)
- Иногда достаточно только улыбки, чтобы погасить конфликт, ссору.
- Подумайте, с чем у вас ассоциируется улыбка.
Я предлагаю, выходя к доске, называть эти слова и приклеить наши "условные" улыбки.
(ребята называют слова и приклеивают улыбки)
Мне бы хотелось, чтобы вы почаще вспоминали об улыбках, говорили друг другу только приятные слова, а совершая поступки, думали об их последствия
ПРИЛОЖЕНИЯ
ИЖЗНЬ (жизнь)
РБОАЗОАВИНЕ (образование)
КЗАОН (закон)
ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
НАНЗЬТСОЯБО (обязанность)
П |
Человек, всегда говорящий правду, честный. |
|
О |
Серьезно относится к порученному делу, своей работе |
|
С |
Борец за правду, честность |
|
Т |
Любящий труд |
|
У |
Человек, верящий в свои силы, |
|
П |
Никогда и никуда не опаздывающий человек. |
|
О |
Необычен в своих поступках, находящий особенные решения, не похожие на других. |
|
К |
Человек, воплощающий в себе лучшие качества, соблюдающий правила поведения, общения. |
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Жмакина М.В.