Практикум общения "С полуслова"
Цель: создать атмосферу доброжелательного и открытого общения
Задачи:
- формировать умение устанавливать соответствие между эмоциями и чувствами;
- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;
- раскрыть причины отсутствия взаимопонимания.
Возраст детей: средний школьный возраст.
Материалы: карточки "Виды эмоций", раздаточный материал по количеству детей "правила общения".
Ход занятия:
Тема нашей встречи сегодня - это общение людей. Учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить, в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Антуан де Сент Экзюпери сказал: "Единственная роскошь – это роскошь человеческого общения" Общение он сравнил с роскошью. Наше занятие будет проходить в форме беседы с элементами игры.
- Игра-упражнение "Приветствие"
Любое общение начинается с приветствия и знакомства, если люди не знакомы. А как люди должны знакомиться? Ответы детей. (При знакомстве люди называют свое имя, можно подать руку. Вежливый человек после знакомства скажет: "Очень приятно познакомиться".)
Представим, что мы не знакомы. Давайте познакомимся.
2 . Игра-упражнение "В путь-дорогу"
Сейчас представим, что мы собираемся в дальнюю дорогу. В дальний путь обычно берут много вещей. А мы, отправляясь в наше путешествие, возьмем качества, которые помогают в общении, помогают жить в мире и согласии. У вас есть листочки с различными качествами, отметьте галочками те качества, которые украшают человека, которые необходимы в общении.
Вы взяли с собой прекрасные качества. Запомните, эти качества человека очень важны в установлении контактов с другими людьми, очень важны в общении.
3 . Упражнение "Эмоции"
Любое общение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в другом - плохие, приводящие к ссорам, конфликтам. В чем тут дело? (Ответы детей)
Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.
Послушайте историю.
История "Хорошее настроение"
"Мама послала сына в магазин: "Купи, пожалуйста, печенье и конфеты, – сказала она, – мы попьем чаю и пойдем в зоопарк". Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение".
Вопросы для обсуждения: Как мы определи, что у мальчика хорошее настроение? Какую эмоцию он переживал?
Выразительные движения: походка – быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
Задание: Давайте посмотрим на рисунки и определим, какие эмоции изображены. (особенности выражения лица, положение глаз, губ, бровей и тд.)
4. Упражнение "Тренируем эмоции"
Задание: С помощью жестов и мимики изобразить:
дети хмурятся как: осенняя грозная туча, рассерженный человек, злая волшебница;
дети злятся как: ребенок, у которого отняли мороженое, два барана на мосту, как человек, которого ударили;
улыбнитесь, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.
5. Игра-упражнение " Улови настроение "
Три ребенка выходят, оставшиеся договариваются, какую эмоцию они будут изображать. Вернувшиеся в группу, должны угадать, какая это эмоция.
Вопросы при обсуждении
- Трудно ли было тебе понять другого участника?
- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?
- В жизни нам часто приходится обижаться за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Что нужно для того, чтобы налаживалось взаимопонимание?
- Взаимопонимание зависит во многом от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. А хорошо ли мы знаем друг друга?
6. упражнение "Словесный портрет"
Дать словесный портрет ребенка и отгадать кто это. В характеристике могут быть отражены: физические данные, внешность, поведение, темперамент, положительные черты характера, привычки, слабости, интересы.
Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние, их стремления и желания. Однако это не значит, что надо пытаться угадать, каких слов и поступков от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства.
7. упражнение "О чем говорят глаза"
Посмотрите на своего соседа. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствует ли она действительному состоянию товарища?
Советы Сухомлинского.
"Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важные элементы духовной культуры… Иногда надо уметь делать вид, что не замечаешь человеческих слабостей в своих ближних, особенно у стариков, в этом выражается твоя нравственная воспитанность.
У отдельных людей личная жизнь складывается неудачно. Умей чувствовать и понимать особую ранимость такого человека и выставляй напоказ перед ним свое благополучие и счастье. Скромность и мера радости – очень ценные черты, свидетельствующие о твоей порядочности.
Ты живешь среди людей. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо".
Подведение итогов.
Так давайте относиться к окружающим нас людям по-доброму, понимать друг друга с полуслова. А для этого нужно выполнять простые правила культурного общения.
1) Уважай собеседника
- Будь тактичен
- Не унижай собеседника
- Не принижай достоинства собеседника, не ставь его в неловкое положение
- Будь внимателен к собеседнику
- Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его
- Стремись к взаимопониманию
(Памятка выдается каждому ребенку)
Рефлексия.
- Что сегодня для вас было самым интересным?
- Чему вы научились?
- Как вы считаете, важно ли уметь общаться?
Игра-упражнение "Комплимент"
А сейчас я попрошу вас встать. Повернитесь лицом к рядом стоящему и скажите что-нибудь приятное, т.е. скажем друг другу комплимент. Обязательное условие комплимента: 1) обращение по имени, 2)сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Я тоже была рада пообщаться с вами. Вы очень интересные, вежливые, ребята.
Подготовила специалист по реабилитационной работе
в социальной сфере Петрова Н. А.
Приложение 1
Отметь галочкой (V), какие качества человека помогают в общении:
☺ скромность ☺ капризность ☺ обидчивость ☺ душевность ☺ приветливость ☺ замкнутость ☺ грубость ☺ правдивость ☺ открытость ☺ отзывчивость ☺ начитанность ☺ честность ☺ рассудительность ☺ упрямство ☺ искренность ☺ дружелюбие ☺ способность сочувствовать другому ☺ остроумие ☺ неумение выслушать другого ☺ нежелание уступить ☺ самоуверенность ☺ навязчивость
Приложение 2
Эмоция – это всегда непосредственное переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
Выделяют следующие виды эмоций:
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;
Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
Презрение– отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.
Приложение 3