Цель: способствовать развитию воображения, формировать представление о форме и цвете.
Задачи: воспитывать аккуратность при работе с пластилином; развивать мелкую моторику пальцев рук; помочь овладеть пошаговой лепкой предметов по образцу.
Материально-техническое оснащение: корзина с овощами и фруктами, дощечки, стеки, большая доска, салфетки на каждого ребенка, пластилин, картинки, рисунки фруктов и овощей.
Ход занятия
- Пальчиковая игра "Белка"
Сидит белка на тележке,
(Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)
Продает она орешки,
(Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке,
(Разогнуть большой палец.)
Воробью,
(Разогнуть указательный палец.)
Синичке,
(Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому,
(Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому.
(Разогнуть мизинец.)
Вот так!
(Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
Эта игра позволяет подготовить руки к работе с пластилином. - Беседа об осенних дарах.
Специалист приносит корзинку с овощами, фруктами и предлагает ребятам отгадать загадки и узнать, что находится в его корзинке.
Загадки:
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)
2. Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я. (капуста).
3. И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом. (картошка).
4. Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
5. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
6. На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец)
7. Кто там спрятал под листок
Свой румяный крепкий бок?
Под листы- панамочки
Прячутся в зной (Яблочки)
8. Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. (груша)
Специалист
– Молодцы ребята, отгадали все мои загадки.
– А как назвать одним словом, всё то, что находится в корзине?
– Какой самый любимый у вас овощ?
– Какой самый любимый фрукт?
– Что можно приготовить из овощей и фруктов?
4. Игра "Угадай, что в мешке"
В мешочек помещаем 8 разных фруктов и овощей и даем возможность одному ребенку из группы поместить руку в мешок. Он должен взять любой фрукт или овощ и, не вынимая его из мешка назвать. Вытащив руку из мешка с предметом, он проверяет себя.
5. Лепка.
Раздаются доски для лепки, стеки и кусок оранжевого пластилина. Взрослый показывает готовую вылепленную тыкву и рассказывает кратко этапы лепки. На своем примере скатывает и одновременно поясняет шарик из тыквы. Шарик слегка сплющивается и стеком наносятся бороздки по бокам сверху от середины вниз до середины. На следующем этапе раздается зеленый пластилин. Его разделяют на два кусочка один побольше и один поменьше. Оба кусочка скатываются в шарик. Из маленького раскатывается короткая колбаска (плодоножка) желательно с одной стороны толще и этим концом прикрепляется к верху тыквы. Из второго шарика раскатывается длинная тонкая колбаска и придается форма усика (Извилистая линия, завиток). Он в свою очередь крепится к плодоножке.
Лепим яблоко по образцу. Раздается кусок красного пластилина и небольшой кусочек жёлтого. Они скатываются в шарики. Из красного формируется форма яблока путем легкого сплющивания. Сверху стеком с круглым наконечником делается углубление (для плодоножки), а снизу небольшая вмятина. Желтый шарик пластилина сплющивается в тонкую лепешку, она прикрепляется (примазывается пальцами) к боку яблока образуя желтое пятно. Раздается зеленый пластилин. Его делят на два куска (маленький и большой) и скатывают в шарики. Из одного скатывают колбаску (плодоножку) и прикрепляют в верхнее углубление яблока. Из второго формируют лист путем сплющивания в пласт и вытягивания носика. Стеком наносят рисунок жилок.
Лепим грушу. Раздается желтый и зеленый пластилин. Скатываются шарики. Из желтого лепим форму груши (из толстой, короткой колбаски) путем вытягивания одного края. Из зеленого раскатываем колбаску (плодоножку) и крепим к верхней части.
Лепим огурцы. Раздается зеленый пластилин. Из него скатывается два шарика и раскатывается в колбаски, придается форма огурца.
6. Сбор натюрмортов на тарелочках. Раздаются предварительно подписанные бумажные тарелочки на которых дети раскладывают свои овощи и фрукты. На данном этапе формируется эстетика расположения по форме и цвету.
7. Итог
– Какие овощи и фрукты вы слепили?
– Что для вас было трудно слепить?
– Какие овощи или фрукты, вами слепленные вам больше нравятся?
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Курманова А.Н.