Цели:
- знакомить детей с народными приметами, поговорками;
- развивать компоненты устной речи детей: диалогическую форму связной речи.
Задачи:
- уточнять и расширять представления о времени года - зиме, о зимних месяцах (декабрь, январь и февраль, о сезонных изменениях в неживой природе).
- развивать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами и поговорками;
- развивать у детей интерес к окружающему миру, явлениям природы, развивать память, внимание.
Возраст детей: дети дошкольного возраста (5-7 лет).
Ход занятия:
Ведущий: Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать, о чём она?
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром. О чём эта загадка?
Ответы детей.
Ведущий: Верно, эта загадка о времени года - зиме. Что вы знаете о зиме? Какая она бывает? Какие признаки зимы вы знаете, назовите их?
Ответы детей.
Ведущий: У зимы, как и других времён года, есть 3 месяца. Каждый из трёх зимних месяцев не похож на другие.
Ведущий: Как называется первый месяц зимы?
Ответы детей.
Ведущий: Верно, декабрь.
Какие произошли изменения в декабре по сравнению по сравнению с осенними месяцами?
Ведущий: Каких красок в природе стало больше?
Ответы детей.
В старину, в народе декабрь назывался «студень» и «стужайло». Как вы думаете, что означают эти слова?
Ответы детей.
Ведущий: Его так называют из-за зимней стужи и морозов, которые часто бывают в этом месяце, из-за того, что он землю промораживает, остужает. А ещё в давние времена декабрь назывался «хмурень».
Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Ведущий: Правильно, потому что в декабрь это хмурый месяц, сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
Про декабрь говорят: «Декабрь год кончает, зиму начинает»
Декабрь начинает зиму. Реки и озёра скованы льдом.
Об этом месяце говорят: «Декабрь-глаз снегами тешит». Везде, на земле, на деревьях, на зданиях лежит снежное одеяло.
Декабрь начинает холодную зиму.
Ведущий: Послушайте загадку и постарайтесь назвать второй зимний месяц.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
Ответы детей.
Ведущий: Да, это январь.
Ведущий: Про январь говорят «Январь - году начало, зиме - серёдка»
Обычно, в январе стоят морозы. Холодно, метели надувают высокие сугробы.
Ведущий: В январе вы были на новогодних каникулах, много отдыхали, гуляли на улице, в парке. В какие зимние игры и забавы вы играли? Какая погода была в январе?
Ответы детей.
Ведущий: Как вы думаете, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
Ответы детей.
Ведущий: Солнце в январе светит ярко, но оно не дает тепло, не греет.
Ведущий: А теперь мы немного разомнемся и проведем небольшую физминутку
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Ведущий: Молодцы, ребята! Садимся на места и продолжаем наше занятие.
Ведущий: А как называется третий месяц зимы?
Ответы детей.
Ведущий: Февраль. Про февраль говорят: «Февраль переменчив: то январём потянет, то мартом проглянет».
Февраль - последний месяц зимы. Солнце всё чаще начинает выглядывать и пригревать.
Об этом месяце говорят: «Февраль силен метелью, а март капелью» или «Февраль придет – все пути занесет». Как вы понимаете эти поговорки?
Ответы детей.
Ведущий: В феврале часто бывают метели и позёмки. Ветер поднимает снег, кружит его, образуются сугробы и заносы.
Есть такая поговорка: «Февраль солнце на весну поворачивает».
Всё выше поднимается солнце, ярче светит, больше греет. Становится заметное прибавление дня.
Как можно сказать про погоду в феврале? Расскажите, что изменилось с приходом февраля?
Ответы детей.
Ведущий: Что происходит со снегом, когда солнце начинает пригревать?
Ответы детей.
Ведущий: Да, снег начинает таять. Днем снег тает, а вечером, когда холодает, на снегу образуется ледяная корка или по-другому наст. На крышах зданий подтаивает снег, начинается капель. А когда подмораживает, то образуются сосульки.
Ведущий: Это мы с вами, ребята, поговорили о приметах зимних месяцев. А сейчас вам зачитаю пословицы и поговорки о зиме.
Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Ведущий: Настало время поговорит и о загадках. Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки – выявить, насколько догадлив, сообразителен человек. Изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
Загадки:
• Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
• Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
• Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
• В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)
• Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
• Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
• У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)
• Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
• Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
• Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
• Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
• Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка).
Ведущий: Молодцы! Справились со всеми загадками.
Ведущий: Ребята, а что Вам нравится зимой?
Ответы детей.
Ведущий: О чём мы с вами беседовали?
Какие приметы и поговорки о зиме или зимнем месяце, вы запомнили?
Какая из них самая интересная?
Ответы детей.
Ведущий: Молодцы, много интересного мы с вами сегодня вспомнили о зиме.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Филатова Ю.А.