Цель: активизация, развитие устной речи.
Задачи:
совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования):
развивать фонематические процессы: речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи, внимание, память;
автоматизировать правильное произношение;
развивать общую и мелкую моторику.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Игра "Что изменилось? Чего не стало?"
Перед детьми стоят игрушки. Дети закрывают глаза, в это время игрушки меняют местами, убирают какую-нибудь игрушку или добавляют. Так несколько раз. В последний раз убирается игрушка, дети должны сказать какая (курочка).
- Ребята, курочка пропала. Предлагаю вам побыть сегодня разведчиками и найти нашу пропажу. Для этого вам нужно выполнить несколько заданий. После каждого выполненного задания я буду давать вам прищепку и мы попробуем сделать свою курочку.
Заранее из картона сделана заготовка курицы. Все задания выполняются, собирается хвост из прищепок. Далее показывается фокус: бумажная курочка накрывается тканью, произносятся слова фокусника и бумажная курочка незаметно подменяется на первоначальную игрушку.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика
(детям раздаются зеркала) – каждое упражнение выполняется на счёт до 5.
Раз – окошечко открыли.
Два – мы дудочку купили.
Три – в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка "скок да скок".
Семь – варенье очень любим.
Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.
- Вот у нас есть первая деталь хвоста (прикрепляем) и наши язычки подготовлены к выполнению следующих заданий.
Дыхательная гимнастика
- Встанем в круг и сделаем дыхательную гимнастику:
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик подгоняй.
Дети делают вдох и выдох по 3 раза:
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
Дидактическая игра "Найди игрушку"
- Все помнят какую игрушку нам надо найти?
- Посмотрите, сколько у меня здесь контейнеров (контейнеры от шоколадных яиц). Может быть наша курочка в каком-то из них? Вам надо их открыть и проверить. Дети находят разные игрушки кроме нужной.
- Есть здесь наша игрушка?
- А какие есть? Назовите их.
Каждому ребёнку раздаётся по игрушке. Взрослый тоже берёт себе игрушку и показывает примером, как выполнять задание.
- Назовите ласково свою игрушку.
- Если мы будем считать игрушки, как мы будем говорить? (один зайчик, два зайчика, три зайчика, четыре зайчика, пять зайчиков и т.п.)
- Скажите, чей зайчик? Чья лиса? И т. п.
Физкультминутка "Мышка"
Маленькая мышка по городу бежит. (движения пальцами одной руки по другой)
Глядит во все окошки (сделать бинокль)
И пальчиком грозит (грозим пальчиком)
А кто не лёг в кроватку? (сложенные руки под щёку)
А кто не хочет спать? (под другую щёку)
Такого непослушного я буду щекотать. (пощекотать ребёнка)
Чистоговорки
- Ребята, разведчики должны говорить четко, быстро и громко. А раз сегодня вы тоже разведчики. Я буду читать чистоговорку, ваша задача повторять за мной правильно и чётко проговаривая звуки. Если всё будете делать правильно, то получите ещё одну прищепку для хвоста курочки.
Да-да- да. Да-да-да.
В речке тёплая вода.
Де-де-де. Де-де-де.
Дети плещутся в воде.
Ди-ди-ди. Ди-ди-ди.
По водице не ходи.
До-до-до. До-до-до.
Вот утиное гнездо.
Ду-ду-ду. Ду-ду-ду.
По водице по бреду.
Ды-ды-ды.Ды-ды-ды.
Кабы не было беды,
Лучше выйти из воды.
- Молодцы! Вы выполнили это задание и получаете ещё одну прищепку!
Дидактическая игра "Рисунок из камней"
- Чтобы чётко говорить, нужно с пальцами дружить. А теперь поиграем с камушками – будем развивать воображение. Выложить предложенный рисунок из камней (цветок, рыбка, улитка, бабочка, построй башню).
Дидактическая игра "Найди для каждого животного свой хвостик"
Раздаются карточки животных без хвостов и карточки с хвостиками. Нужно каждому животному найти свой хвостик.
- Ребята, посмотрите на изображения животных. Всё ли у них на месте? Проверим, какие вы разведчики. Нужно найти каждому животному свой хвостик.
Итог занятия
- Ребята, вы выполнили все задания. Можно сказать, что Вы отличные разведчики. Мы собрали хвостик нашей курочке. А теперь смотрите фокус (незаметно убирается бумажная курочка и подкладывается та, которая исчезла в начале занятия).
- Что вам понравилось больше всего в нашем занятии?
- Какое задание показалось для вас трудным?
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Заливина Т.Н.