Цель: коррекция и развитие лексико-грамматических навыков речи.
Задачи: обогащать, активизировать и уточнять словарный запас по теме; тренировать в словообразовании (согласование слов с предлогами и местоимениями); развивать зрительное и слуховое внимание.
Ход занятия:
Лексико-грамматические игры и упражнения
•"Для кого одежда?" Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для.
Детям показывают различные предметы одежды и спрашивают: "Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?" Дети отвечают: "Платье для девочки" или "Брюки для мальчика", "Юбка для девочки", "Шорты для мальчика" и т. д.
• "Чьи вещи?" Усвоение местоимений мой, моя, мое.
По очереди подходят к каждому ребенку, прикасаются к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивают: "Чья рубашка?" или "Чей сарафан?" Ребенок отвечает: "Моя рубашка" или "Мой сарафан".
• "Куда наденем?" Практическое употребление в речи предлога на.
Рукавицы наденем на... (руки). Шарф наденем на... (шею). Шапку наденем на... (голову). Сапожки наденем на... (ножки). Перчатки наденем на... (руки). Носки наденем на... (ножки). Кепку наденем на... (голову).
• "Найди одежду". Практическое употребление в речи предлога в.
Игра проводится в раздевалке. Взрослый предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны ее найти — каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда.
Куртка была в шкафу.
Носок был в ботинке.
Варежки были в кармане.
Шарф был в рукаве.
Сапог был в углу.
Рубашка была в куртке.
• Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения "Мой мишка".
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить...
3. Александрова
Развитие связной речи
• "Оденем куклу".
- Дети, давайте оденем нашу куклу. У нас есть разная одежда. Что сначала наденем, что потом?
Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: "Платье зеленого цвета. Вот карман — он один. Вот рукава — их два. Вот воротник. Вот пояс — он один. Платье короткое, красивое и т.д.".
Сенсорное развитие
• "Покажи кружок". Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов.
Всем детям раздают разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет.
• "Найди одинаковые". Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые.
На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: "Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые".
Работа над звуковой стороной речи
• "Повтори потешки".
У Машеньки на ножках новые сапожки.
Танечка нарядится в новенькое платьице.
У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки.
Вот слетели брюки прямо Пете в руки.
• "Постучи карандашом".
Отстучать карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф, сапоги, бант.
Физкультминутка - логоритмика
• "Идем на прогулку". Импровизация движений.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Кофточки, штанишки,
Шарфики, пальтишки,
Надеваем сапоги — Мы готовы – раз, два, три!
Заливина Т.Н. специалист по реабилитационной работе в социальной сфере