Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 07:37

Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Получателям услуг

Чтобы оценить условия предоставления услуг
используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже

https://bus.gov.ru/qrcode/rate/380597

Мини чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Секреты нашей памяти

ПРАКТИКУМ

Цель: формировать представление о памяти и  ее видах, помочь овладеть приемами запоминания и развития памяти.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. "Память есть кладовая ума" - говорил Суворов.
Китайская мудрость гласит: "Память – это лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока ты гребешь. Как только перестал грести, тебя тотчас же унесет назад"
Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.
Виды памяти

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Представьте себе: идёт урок, и учитель объясняет новую тему. Вы слышите голос учителя – работает слуховая память, записываете слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.

Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.Так запоминается в 3 раза больше информации.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе "мозг заржавеет".

Тест "Хорошая ли у вас память?"
Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память.
На листке записано 20 слов: Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.
Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковёр, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.
Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты.
Результаты:
от 18 до 20 слов – великолепно;
от 15 до 17 слов – это ещё хорошо;
от 10 до 14 слов – средне;
меньше 10 – вы не умеете пользоваться вашей памятью.
Сейчас я хочу рассказать вам какие существуют рецепты для улучшения памяти.
"Рецепты Мнемозины"
Мнемозина- в древнегреческой мифологии богиня, олицетворяющая память.

Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.

Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!
Да, но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ.
Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.
А теперь ответьте на вопросы:
1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).
2. Каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)
3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)
4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)
5. Сколько всего вагонов было? (27)
6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)
Как ещё можно улучшить память?

Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.
Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.
А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.
Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.Внимание, смотрим и слушаем. Ваша задача – запомнить второе слово из каждой пары.
Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска. А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я ставлю вам нолик. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.
Ведущий вновь читает слова, дети хором выкрикивают их пары.
Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.
Давайте используем её для запоминания хронологической таблицы.
На листке записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.
Ведущий(читает):
Ледовое побоище – 1242 год.
Куликовская битва – 1380 год.
Полтавская битва – 1709 год.
Первая морская победа над шведами – 1714 год.
Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:
- сначала разобью её на 2 числа: 12 и 42;
- для каждой половинки установлю связи – ассоциации;
- "12 месяцев" - это первое число;
- 42 – это номер моего дома.
Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как "12 месяцев" в моём доме».
А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Обязательное условие для этого задания-абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.
А теперь можно проверить, хорошо ли вы запомнили эти 4 даты.
Ведущий (вопросы задаются в быстром темпе):
В каком году была Куликовская битва?
Когда произошло Ледовое побоище?
В каком году была Полтавская битва?
В каком году русский флот впервые победил шведов на море?

А теперь четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически. Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?
Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану.

Это пятый рецепт. А читать и пересказывать лучше вслух. И последний рецепт – повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!

Да, как это ни странно, ученые заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!
Ведущий: Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Давайте попробуем составить памятку правил.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Правила запоминания
Запоминай надолго

Будь внимателен
Учи осмысленно
Рисуй, ищи связи
Составляй план
Повторяй с перерывами

А теперь я предлагаю вам пройти тест.
Тест на зрительную память: узнавание абстрактных фигур

В течение 30 сек.  дети смотрят на рис. 1 через 2 мин. на рис. 2 отмечают те фигуры, которые узнали. Проверяют себя, сравнив фигуры.


Как вы считаете для чего нам необходима механическая память? Механическая память построена на многократном повторении запоминаемого материала и нужна нам для заучивания стихов, формул, дат, таблицы умножения и т. п. Заучивая наизусть, даже бессвязный текст, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи.

Вам предлагается упражнение на запоминание не связанных между собой слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица. Один из способов запоминания состоит в создании условной логической связи между ними. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: “Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу”. С помощью такого приема можно запомнить до 30 слов при многократном повторении.
Слова для задания: КРОЛИК, МЕСЯЦ, ШАПКА, МОРКОВЬ, ВЕТЕР.
Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек. Как только процесс восприятия прекратился, информация тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью мы не в состоянии. За эти 20-30 сек. человек как бы решает для себя, нужна ли ему эта информация и если это так, то за это время успевает перевести эту информацию в другой вид памяти – долговременную. Предельный срок ее – срок жизни.
Упражнение "Закончите предложение".

  1. Главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний и лежащая в основе обучения и развития школьника – это память.
  2. Кратковременная память человека способна сохранять информацию в течение 20-30 сек.
  3. Сохранять информацию на часы, недели или даже всю жизнь может долговременная память
  4. Хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых – это слуховая память.
  5. Память, которая в большей или меньшей степени присуща каждому человеку и доминирует над всеми остальными видами памяти на протяжении всей жизни - зрительная.
  6. Память необходимая при запоминании трудных терминов, которые без её участия обыкновенно воспроизводятся в памяти с большими ошибками и искажениями - механическая.
  7. Учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путем механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Сегодня вы познакомились с приёмами развития памяти. Как вы чувствуете, помогут ли вам эти приёмы? Какие виды памяти бывают?

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Озерова М.А.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ваше мнение

    Порядок подачи жалобы по вопросам качества оказания социальных услуг

    Информация

     


    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz