Практическое занятие "Учимся мыслить творчески"
Возраст детей: начальная школа, среднее звено (9-13 лет).
Цель: развивать творческое мышление, фантазию;
активизировать знания воспитанников;
стимулировать любознательность, изобретательность, настойчивость в решении поставленных проблем.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Постановка целей и задач занятия.
2. Разминка. Упражнение "Загадки".
Что за обедом всего нужнее? (Рот)
Одно яйцо варится 5 минут. Сколько варятся 5 яиц? (5 яиц варятся тоже 5 минут, варить их по очереди нет смысла)
У папы Алисы 5 дочерей. Одну зовут Чичи, вторую – Чача, третью – Чучу, четвертую – Чочо. Как зовут пятую дочь? (Алиса)
На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось? (На березе яблоки не растут)
К тебе пришли гости, а в холодильнике - бутылка лимонада, пакет с ананасовым соком и бутылка минеральной воды. Что ты откроешь в первую очередь? (Холодильник)
В каком месяце 28 дней? (Во всех месяцах есть 28-е число).
3. Основная часть.
3.1. Найди в наборе букв нужные слова.
Отдели название плода от растения.
С О Ш И С Н Ш А К А _____________________________________
Раствори белое в прозрачном.
С В О А Д Х А Р А ________________________________________
Найди друга и врага Буратино.
М А Б А Л З Ь В И И Л И Н О А ______________________________
Какую травку на лугу щиплет доброе животное?
К К Л О Р Е О В В А Е Р ____________________________________
Из чего варенье досталось кому- то на съедение?
М В И У Ш Х А Н Я ________________________________________
3.2. Сказочный сканворд.
Вопросы:
1. Краса, длинная коса.
2. Сказочник … - лукойе.
3. Сказочный житель леса, его хранитель.
4. Так звали героя русской - народной сказки, который мерялся силой с чертями.
5. Водитель печки.
6. Бабушка с костяной ногой.
7. Сказочный старик волшебник, который любил приговаривать «Трах-тибидох».
8. Домик, который построили звери.
9. Кто такой чародей?
10. Из какого металла был сделан стойкий солдатик.
3.3. Дидактическая игра "Снежинки""
Воспитанники получают карточки с множеством изображенных снежинок, но на каждой картинки повторяются только три из них. Задача игроков: найти повторяющиеся снежинки среди множества имеющихся.
3.4.Психогимнастическое упражнение "Атомы и молекулы"
Инструкция: Встаньте все в круг. Сейчас вы станете атомами и молекулами. Атомы все время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы. По моей команде вы начинаете двигаться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы (молекулы) с тем числом человек, которое я назову. Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединяетесь.
3.5. Найди лишнее слово.
Задание: в каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырём словам.
Птица, самолёт, пчела, машина, бабочка.
Дождь, снег, град, молния, роса.
Берёза, ясень, ель, ива, клён.
Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.
Корова, свинья, собака, медведь, лошадь.
3.6. Найди все слова в строчках.
Задание: Среди букв спрятаны слова. Найди их и подчеркни.
АМКЕЮМЯЧЛДРПГНШЗТЕАТРОЛСВАУСОБАКАЖШАРВКИНО
ХОГМЕБЕЛЬЖКОТЪХЗБУКВАРОГНСОЛНЦЕМИПРНМОЛОДЕЦ
3.7. Назови подходящие слова по следующим определениям.
Чёрная, красная, кабачковая _______________________________
Гороховый, грибной, куриный _____________________________
Куриное, черепашье, крутое _______________________________
Дубовый, письменный, обеденный _________________________
Хвойный, лиственный, смешанный _________________________
Дикие, домашние, перелётные _____________________________
Карие, анютины, очаровательные __________________________
Душистый, ржаной, бородинский __________________________
-
- "На что это похоже?"
Задание: дорисуй каждый рисунок. После выполнения задания дети демонстрируют друг другу выполненные работы.
3.9. Вставьте пропущенные слова в хорошо известные вам устойчивые словосочетания.
… время, а потехе…
Перекати - …
…- семицветик.
Как в … опущенный.
… по воде писано.
… - всему голова.
… кривых зеркал.
… до Киева доведёт.
… по осени считают.
Слышал … да не знает, где он.
… одного не ждут.
… и труд всё перетрут.
4.0. Разгадайте школьные ребусы.
Воспитанникам предлагаются карточки с ребусами. Каждый самостоятельно пытается выполнить задание. Ответы проверяются.
4. Заключительная часть. Подведение итога занятия.
- Какие задания вам особенно понравились?
- Пригодились ли вам школьные знания для того, чтобы справиться с сегодняшними заданиями?
М.В. Жмакина специалист по реабилитационной работе в социальной сфере