Цель:
- формировать чувство сопереживания, сострадания, ответственности за свои поступки и слова;
- способствовать развитию положительного эмоционального фона, стремлению делать добро себе и другим людям.
Оборудование: разрезные карточки с заданиями; поощрительные призы для всех воспитанников.
Ход занятия:
1. Проблемная ситуация.
Задание: детям предлагается на листочках написать продолжение предложения: "Я обижаюсь, когда…".
Желающие зачитывают получившиеся предложения.
Вывод: названные ситуации обидны для большинства людей и нужно помнить об этом, чтобы не обижать других.
2. Введение в тему .
- Сегодня мы будем говорить об одном из самых сложных, но очень важных человеческих чувств, об обиде.
- Что такое "обида"?
- Можно ли разделить обиды на справедливые и несправедливые?
- Как мы реагируем на обиды?
- Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Как справиться с обидой? Как простить обидчика? Давайте попробуем в этом разобраться.
3. Художественное слово. Чтение притчи.
- Послушайте притчу, и подумайте, чему она учит:
"Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
- писать обиды на песке и высекать радости на камне".
– О чем эта притча, чему она учит нас?
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
- Скажите мне, пожалуйста, что для вас есть обида, с чем вы можете ассоциировать чувство обиды? На что оно похоже?
4. Беседа. Механизм обиды.
Обида - это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне. Обидой называют такое состояние человека, которое возникает из-за того, что с ним поступили неправильно, несправедливо. Обида-это начало ссоры, скандала, ухода друзей. Она порождает гнев, злобу и даже болезнь. Обижаются все – кто чаще, кто реже. И каждый из нас встречается с обидой уже в детстве, будучи даже совсем маленькими. Переживают её и умный, и глупый, и взрослый, и ребёнок. Ребёнок всем видом показывает обиду: надувает щёки, хмурится, прекращает разговор, уходит, плачет, скрещивает руки на груди. Взрослый человек чаще переживает обиду внутри.
Обида очень опасна тем, что может ожесточить человека, сделав его злобным на всех и на весь мир. Она часто сразу не исчезает, а затаивается в месть, ненависть на долгое время (пример, "Я тебе отомщу, я тебя ненавижу, я этого не забуду"). Мы, люди, так легко друг друга обижаем, а ещё легче сами обижаемся.
5. Тестирование "Обидчивость".
Мы обижаемся на людей, когда их поведение не соответствует нашим ожиданиям. Иногда наши обиды справедливы, но часто они возникают из-за сущих пустяков. Насколько легко обидеть вас, покажет следующий тест. Выберите один, наиболее подходящий для вас вариант ответа.
1. Мне легко испортить настроение.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
2. Если меня кто-то обидел, я долго потом помню этот случай.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
3. Я долго переживаю из-за мелких неприятностей (опоздал на автобус, разбил чашку, испачкал рукав одежды).
а) да;
б) иногда;
в) нет.
4. Я могу в течение продолжительного времени находиться в состоянии, когда не хочется никого видеть и ни с кем разговаривать.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
5. Посторонние разговоры и шумы очень меня отвлекают.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
6. Я могу в течение длительного времени анализировать свои переживания, чувства, поступки.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
7. Мои действия направляются сиюминутным порывом.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
8. Мне часто снятся кошмары.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
9. Меня тревожит мысль, что я чем-то хуже других.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
10. У меня очень часто меняется настроение.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
11. В моем голосе во время спора начинают звучать низкие или высокие тона, которые обычно мне несвойствены.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
12. Мне ничего не стоит выйти из себя.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
13. Если у меня плохое настроение, даже вкусная еда не сможет мне его поднять.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
14. Если меня не понимают, меня это очень раздражает.
а) да;
б) иногда;
в) нет.
Инструкция:
При подсчете результатов за каждый ответ "да" начислите себе 0 баллов, "иногда" – 1 балл, "нет" – 2 балла. Сложите все полученные баллы.
Результаты теста:
23-28 баллов. Вы необидчивый человек. Небольшие разногласия не способны вывести вас из состояния душевного равновесия. Возможно, некоторые даже сочтут вас равнодушным. Не обращайте внимания, скорее всего вам просто завидуют.
17–22 балла. Вы обидчивы, и это создает немало проблем, причем не только вам, но и окружающим. Вы легко выходите из себя, что нередко заканчивается конфликтом с близкими или коллегами. Не стоит так заводиться из-за пустяков, поберегите нервы (и свои и чужие).
0-16 баллов. Вы обидчивы, мстительны, болезненно реагируете на то, как по отношению к вам ведут себя окружающие. Ваше настроение меняется ежеминутно. Расслабьтесь и перестаньте обижаться на облака за то, что они плывут слишком медленно. Мир создан вовсе не для того, чтобы досаждать вам.
6. Подведение итогов занятия.
- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы в вашей жизни не встречались обидчики, чтобы вы сами никого никогда не обижали, чтобы чувство обиды не возникало в вашем сердце, а если это произойдет, то мне бы хотелось, чтобы вы попытались простить своего обидчика. Я хотела бы вам дать несколько советов и правил, которые могут помочь вам в трудную минуту, и вы с легкостью справитесь с любыми жизненными трудностями.
Ребята, запомните следующие правила!
Правило 1: Каждый может совершить ошибку. Совершив ошибку, умей её признать.
Правило 2: Никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.
Правило 3: Ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!
Правило 4: Прости, и будешь прощён. Прощенье уничтожает обиду.
Правило 5: Прости, и твоя жизнь будет светлее.
Подготовила: специалист по реабилитационной работе отделения по предоставлению временного приюта М.В. Жмакина