Цель: повышение коммуникативной компетенции несовершеннолетних (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).
Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формировать основные навыки эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков.
Ход занятия:
Приветствие.
- Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня на занятии.
Дети здороваются друг с другом и обмениваются улыбками и вспоминают положительные моменты, произошедшие сегодня с ними.
Введение в тему.
- Сегодня мы с вами рассмотрим беседу по теме «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.
- Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".
Виды общения
Функции общения
- Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.
Разминка
Упражнение: "Эстафетная палочка"
Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.
Основная часть занятия.
- Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?
Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…, и я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)
Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".
Каждый ребенок на нарисованной лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.
Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:
А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: вот я и говорю, может быть ему теперь отпуск дадут.
Б: да, отпуск — это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника).
Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике - быть наблюдательными в общении — это второе правило.
Упражнение: "Что помню?"
Один из воспитанников (по желанию) садится спиной к группе. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.
- А сейчас мы с вами разомнемся.
Упражнение: "Передай другому без слов"
Дети по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.
Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника.
Четвертое правило: точность передачи информации. Оно очень важно при передаче информации от одного лица другому.
- Ребята. Были ли у вас курьезные случаи, связанные с несоблюдением этого (четвертого) правила?
Посредством группового обсуждения на листке формируется список качеств, необходимых для эффективного общения (например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д.)
Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу - оценить по 10 балльной шкале (столбец "мной самим"), передает по кругу (остальные заполняют столбец "окружающими", "друзьями", "близкими"). Сравниваем
Качества, необходимые для эффективного общения |
Оценка данных качеств у меня окружающими |
Оценка данных качеств у меня близкими |
Оценка данных качеств моими друзьями |
Оценка данных качеств у меня мной самим |
|
|
|
|
|
Закрепление - повторение.
Дети сами подводят итоги занятия. Высказывают свои ощущения и пожелания.
- Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении — это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.
Притча: «Как важно правильно слушать».
В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
Обсуждение притчи.
Ритуал прощания.
Все дарят друг другу улыбки с хорошими пожеланиями на день.
Психолог Яковлева Е.Н.