Цель: актуализация знаний о правах и обязанностях ребенка.
Участники:
Дети (12-14 лет)
Организация викторины: деление участников на две команды.
Ход мероприятия
Игра "Разгадай шифровку"
Воспитанникам предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку:
Права ребёнка.
Б А Р П А Н К Ё Е Р А В
Ведущий: Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности. Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.
Правила викторины
- Викторина состоит из нескольких конкурсов
- Участвуют в конкурсах две команды во главе с капитаном
- Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить
- Оценивать выполнение заданий будет жюри
Конкурс 1 "Права и обязанности"
Каждой команде раздаются карточки с правами и обязанностями, нужно определить и закрасить на листочке права и обязанности человека. Обязанности закрасить красным цветом, а права – зеленым. Время на обдумывание- 5 минут. Наивысший балл- 5.
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Право на отдых
Право на охрану здоровья
Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду
Право родителей на заботу о детях и их воспитание
Право на образование
Право на имя
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.
соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;
уважать государственные символы Республики;
защищать Отечество (воинская служба).
Конкурс 2 "Правовые термины"
Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Конкурс 3 "Правовой статус ребёнка"
Командам поочередно будут предлагаться вопросы. За правильно выполненное каждое задание команда получает - 1 балл.
- Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
- Имеет право на жизнь /с рождения/.
- Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
- Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
- Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
- Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
- Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
- Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
- Вправе посещать школу /с 6 лет/.
- Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
- Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
- Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.
Конкурс 4 "Выделите неверное утверждение среди предложенных"
Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1.Права — это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3.Права должны соблюдать только взрослые?
4.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
5.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.
Конкурс 5 "Анаграммы"
Каждой команде выдаются карточки с анаграммами. Задача участников викторины– отгадать как можно больше анаграмм. Время на обдумывание- 10 минут. Наивысший балл- 8.
Карточка №1.
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Страна – А Р А Н С Т
Документ – К У Н Т Е М О Д
Закон – К О Н З А
Политика – И П О К А Л И Т
Жизнь – З И Н Ь Ж
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И
Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е
Конкурс 6 "Государственная власть"
Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Президент РФ является:
а) главой государства
б) главой правительства
в) главой парламента
2. Исполнительная власть принадлежит:
а) Совету Министров
б) Кабинету Министров
в) Правительству РФ
3. Из каких двух палат состоит российский парламент:
а) Совет Национальностей
б) Совет Федерации
в) Государственная Дума
4. Как называется глава системы правосудия:
а) главный прокурор
б) ведущий прокурор
в) генеральный прокурор
5. Подписывает и обнародует федеральные законы:
а) премьер
б) президент
в) председатель Госдумы
6. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России:
а) парламент
б) президент
в) народ
7. Парламент России называется:
а) Верховным Советом
б) Федеральным Собранием
в) Государственной Думой
8. Суды в России:
а) принимают законы
б) проводят выборы в стране
в) вершат правосудие
9. Какая форма правления в России:
а) парламентская монархия
б) парламентская республика
в) президентская республика
10. При демократии основные органы власти:
а) формируются президентом
б) состоят из самовыдвиженцев
в) избираются на выборах
Конкурс 7 "Блиц-опрос"
Задание: команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989г.
2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
4. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
5. До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
10.Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990г.
15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да
Ведущий: вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.
Спасибо за участие в викторине!
Составитель: специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Никитина А.П.