Цель: развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Задачи:
1.закрепить понимание экономических категорий "потребности", "труд", "продукт труда", "профессия", "специальность";
2. продолжить формировать элементарные представления о различных профессиях, специальностях.
Материал и оборудование: картинки-путаницы с изображением людей различных профессий; фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы" (6-я серия) - "Работа и зарплата"; лист-раскраска с заданием; картинка-задание "Людям каких профессий нужны эти вещи?"; цветные карандаши.
Ход занятия
Организационная игра
Ведущий:
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: "Привет" -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Ведущий:
На прошлых занятиях мы с вами говорили о труде и профессиях. Разные профессии помогают людям удовлетворять свои потребности.
- Назовите профессии, которые вы знаете. (Ответы детей)
- А все ли вы знаете, кем работают ваши родители? (Дети рассказывают о профессиях мам и пап).
- Как вы думаете, зачем родители ходят на работу? (Ответы детей)
Ведущий:
Сегодня мы с вами встретимся с героями мультфильма "Уроки тетушки Совы". И тетушка Сова расскажет, для чего нужно трудиться. Ведущий демонстрирует фрагмент мультфильма из серии "Азбука денег тетушки Совы - Работа и зарплата" (продолжительность 3 минуты 40 секунд). После просмотра мультфильма ведущий беседует с детьми.
Ведущий: Ребята, вы просмотрели мультфильм, как вы поняли, о чем он? (Ответы детей)
- Что получают люди за работу? Ведущий: разная ли работа оплачивается? (Ответы детей). Правильно, домашняя работа не оплачивается, но она тоже необходима.
Ведущий: Какое значение имеет мамина работа на кухне для всей семьи? (Ответы детей)
Физминутка.
Если хочешь стать маляром - делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)
Если будешь ты водитель - делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник - делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр - делай так (хлопают руками)
Если будешь ты спортсмен - делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать. Ведущий размещает на экране картинки-путаницы с изображением людей различных профессий.
Ведущий: Ребята, посмотрите, на экран что вы видите? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, здесь изображены люди разной профессии. Художник перепутал профессии людей. Найдите эти ошибки и расскажите, что он перепутал.
Ведущий: А сейчас я вас приглашаю поиграть в игру "Угадай профессию по движениям".
Дети делятся на две команды, каждая команда выбирает себе профессию и показывает какие-то действия, по которым другая команда отгадывает загаданную профессию (водитель крутит руль, скрипач играет на скрипке, парикмахер причесывает и стрижет, маляр красит, дворник подметает и т. п.).
Затем они меняются местами.
Ведущий создает проблемную ситуацию, чтобы подвести детей к пониманию значимости труда.
Ведущий: Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей.). К чему это может привести?
Сказал бы портной:
Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли домой. (Ходили бы люди без одежды)
Когда б сказал шофер:
Возить людей не хочется!-
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком. (Ходили бы люди пешком на работу).
Сказал учитель в школе бы:
-Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду! (Дети росли бы неграмотными).
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
-Лечить вас мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь! ( Люди мучились бы от боли).
В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества - делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.
Ведущий: Ребята, какие профессии изображены на этих картинках? (ответы детей). Объясните, для чего нужны эти профессии.
Ведущий: А теперь посмотрите на следующие картинки. По вашему мнению, людям каких профессий нужны эти вещи? (ответы детей)
После выполнения каждого упражнения воспитатель организует беседу с обсуждением того, что выполнено детьми.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Курманова А.Н.