Цель: формировать ценностное отношение к семье.
Задачи:
расширить представление о нравственных нормах и моральных ценностях семьи (понимание, традиции, любовь, верность, взаимопонимание);
обсудить необходимость сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, фломастеры, альбомные листы, плакат "Счастье – это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая семья". Д.Бернс.
- Здравствуйте, ребята! Скажите, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? Если каждый человек хочет быть счастливым, значит все мечтают об одном и том же или представления о счастье у людей разные? Сейчас, прежде чем вы поймёте, о чём пойдёт речь, я предлагаю выполнить несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем.
1 место – самое важное и т.д. (Карьера. Семья. Материальные блага. Дети. Отдых.)
Ребята, покажите свои записи. Посмотрите, как единодушно распределились у вас 1 и 2 место – семья и дети. Почему семья ассоциируется со счастьем? Почему для человека важна семья? Общество состоит из семей. Если семейные ценности перестают быть значимыми. То всё общество заболеет. Допустим – 1 место – карьера. Отсюда: снижение рождаемости, на первый план выйдет рационализм, а милосердие пропадает. Любовь превращается в партнёрские отношения. Почему мы с вами об этом говорим? Наше будущее зависит от вас. Очень важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.
- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы детей.)
- Да, мы будем говорить о семье. Тема: "Счастье в семье".
Демонстрация презентации "Счастье в семье"
- Чтобы составить рецепт "семейного счастья", необходимо знать все "ингредиенты". Мы будем постепенно определять их.
- Сейчас я вам расскажу одну легенду: В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?". Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово "понимание". Значит семья – это понимание.
- Давайте мы сейчас проверим, как хорошо вы можете понимать друг друга. У вас на столах у каждого находятся листочки с пословицами о семье, но они перепутались: начало у них из одной пословицы, а конец из другой, вы должны найти свою пару с правильным продолжением пословицы.
Всякая птица свое гнездо любит.
Где родился, там и пригодился.
Дома и стены помогают.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Не нужен клад, коли в семье лад.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом вести – не бородой трясти.
- Молодцы, вы хорошо друг друга понимаете, и мы нашли главный ингредиент "семейного счастья" – ПОНИМАНИЕ.
- Немалую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их в своей будущей семье. А ещё издревле во всём мире существовала традиция – каждой семье иметь свой герб, эмблему, в которой были бы отражены самые важные для этого рода символы: голубь – символ мира, сердце – символ любви. Сейчас я вам предлагаю составить эмблему своей будущей семьи, элементы эмблемы я для вас приготовила. Но если вы захотите, можете добавить свои или нарисовать. Прокомментируйте, что вы отразили на своей эмблеме. (Добро. Любовь. Радушие. Гостеприимство. Достаток. Уважение старших. Радость и т.д).
- Я предлагаю познакомиться с характеристиками, которые с давних времён считаются присущими хорошей жене и хорошему мужу. Присвойте каждой из характеристик порядковый номер по степени значимости для вас. Самая значимая характеристика получает первый номер и т.д.
Жена: работящая, послушная, скромная, любящая, веселая, заботливая мать, преданная, умеющая вкусно готовить, умная, красивая, ласковая.
Муж: щедрый, добрый, умный, ласковый, сильный, любящий, верный, работящий, заботливый, трезвенник, спортивный.
- Выявите три наиболее часто встречающиеся характеристики,которым были присвоены первые порядковые номера и обсудите их.
- Как сохранить тепло дома? В результате обсуждения дети приходят к выводу, что чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить – помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.
- Ребята, попробуйте закончить предложения:
• Идеальные родители – это…(не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие и справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, играют с детьми, рассказывают что-то и т.д.)
• Идеальные дети – это…(слушаются, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, не курят, не пьют, не воруют, не ругаются и т.д.)
• Идеальная семья – это…(дружная, трудолюбивая, все уважают друг друга, есть взаимопомощь, поддержка, забота, уют, где всем хорошо и откуда не хочется уходить и т.д.)
- В какой семье вы хотели бы жить? Слово "идеал" обозначает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.
- Какая семья считается счастливой? (Главное в доме – атмосфера, его особый уклад отношений, умение помогать друг другу, утешать и радоваться).
- А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайником баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим Теплом.
- О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Ребята, у каждого из вас на ватманах записан рецепт "семейного счастья’’, прочитайте его и постарайтесь запомнить: ’’Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости. Посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё очень хорошенько перемешайте. Живите счастливо и делитесь своим счастьем с другими”.
- Итак, семья – это прежде всего любовь, верность, взаимопонимание.
Предлагаю принять участие в анкетировании.
Анкета "Идеальная семья".
1. Что для вас является жизненным приоритетом?
а) Получение образования и овладение профессией.
б) Создание семьи и рождение детей.
в) Устройство на работу и обретение материальной независимости и обеспеченности.
2. Хотели бы вы в будущем создать семью?
а) Да.
б) Нет.
в) Затрудняюсь ответить.
3. Кто, на ваш взгляд, должен заниматься воспитанием детей в семье?
а) Муж.
б) Жена.
в) Оба супруга.
г) Бабушка и дедушка.
4. Является ли для вас семейная жизнь родителей образцом?
а) Да.
б) Нет.
в) Отчасти.
5. Хотели бы вы, что бы ваша будущая семья была похожа на ту, в которой вы сейчас живете?
а) Да.
б) Нет.
в) Отчасти.
6. Как вы думаете, что является наиболее важным в семейном воспитании?
а) Уход за детьми, забота, любовь родителей.
б) Проявление терпимости, уважение к личности ребенка.
в) Установление доверительных отношений.
г) Проявление требовательности и строгости к ребенку.
7. Какие качества молодежи, по вашему мнению, наиболее ценны для создания семьи?
а) Ответственность.
б) Взаимопомощь и взаимовыручка.
в) Уважение к личности супруга.
г) Проявление терпимости.
8. Как вы думаете, какие из черт родителей наиболее важны в общении с детьми?
а) Справедливость, честность.
б) Уважение к ребенку.
в) Строгость, требовательность.
9. Как вы считаете, какой возраст является наилучшим для вступления в брак?
а) 18-20 лет.
б) 20-25 лет.
в) 25-30 лет. г)
после 30 лет.
10. Сколько, на ваш взгляд, детей должно быть в семье?
а) Один ребенок.
б) Двое детей.
в) Три и более.
г) Ни одного.
11. Кто, по вашему мнению, должен быть главой семьи?
а) Муж.
б) Жена.
в) Не должно быть.
12. Какие функции, на ваш взгляд, должна выполнять жена?
а) Рождение и воспитание детей.
б) Создание уюта и поддержание дома.
в) Обеспечение материального благополучия, карьерный рост.
13. Какие функции, на ваш взгляд, должен выполнять муж?
а) Воспитание детей.
б) Ведение домашнего хозяйства.
в) Обеспечение карьерного роста и материального благополучия семьи.
14. Что вы понимаете под гражданским браком?
а) Совместное проживание без официальной регистрации супругов.
б) Совместное проживание с официальной регистрацией супругов.
Наша беседа подходит к концу. Хотелось бы узнать. Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чём задумались?
Спасибо за внимание и за ваше активное участие.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Галеева Ф.А.