Возрастная группа: учащиеся начальных классов.
Цель:
- Закрепить понятие "профессия", расширить знания детей о многообразии мира профессий;
- Формировать интерес к профессиям.
Ход занятия:
I. Организационный момент
-Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о профессиях, о том, какие бывают профессии, какую пользу каждая из них приносит людям. Тема нашего занятия "Все профессии нужны, все профессии важны".
В Дагестане популярна пословица: "Человек рождается дважды. Первый раз, когда появляется на свет, а второй – когда приобретает профессию". Как вы думаете, почему?
- Выбор профессии – сложный процесс. И о том, кем вы станете в будущем важно думать уже сейчас.
II. Основная часть.
- Разгадывание кроссворда.
- В мире существует более 10000 профессий. Давайте вспомним некоторые из них, разгадав кроссворд.
1. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
2. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист).
3. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его… (строитель).
4. Жизнь его ни мёд и ни пряник, нефть для страны добывает … (нефтяник)
5. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
6. Мне поставила вчера два укола … (медсестра).
7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ... (сталевар).
8. В небе синем самолёт, управляет им ... (пилот).
9. Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья)
- Разгадывание загадок.
- А ещё какие профессии мы не назвали? Давайте отгадаем загадки:
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (маляр)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (сапожник)
Пускай лекарства пить невкусно, пускай чуть-чуть болят уколы,
Ты к ней придешь больной и грустный,
Уйдешь – здоровый и веселый. (медсестра)
Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?
(Учитель)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)
Она шьёт одежду ни на что несмотря,
Все её знают, ведь она же...
(швея)
Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные,
Трубы, прутья, швы сварные.
(Сварщик)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он -... (артист)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз - и помнит вас.
(Фотограф)
Высока, стройна, как ель,
В платье модном то... (модель)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый... (адвокат)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строитель)
3. Беседа о понятии "профессии".
- Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими? Мужчины изготавливали орудия для охоты – луки, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь – оленя, буйвола или кабана. Какие профессии уже существовали в то время? (охотник, рыбак)
- А чем занимались женщины? Они растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла. О существовании, каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель). Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда! С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
- Что же такое профессии? Как вы думаете?
Обратившись к толковому словарю раскроем смысл этого слова.
Профессия – это основное занятие человека. Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
- А чем отличается понятие "профессия" от понятия "специальность".
- Ну а сейчас попробуем провести грань между следующими понятиями: профессия и специальность на примере учителя в школе.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (учитель математики)
-А почему люди выбирают ту или иную профессию?
- Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
- На свете огромное количество профессий, когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. Для того, чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.
- Все вы прекрасно знаете, что каждый человек должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле.
4. Задание "Продолжи пословицу и объясни её значение".
- О труде и об отношении к труду русский народ создал много пословиц. Предлагаю вам вспомнить некоторые.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Научился сам - научи другого.
5. Задание "Кто так говорит?"
- Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать: человек какой профессии так говорит.
- "Кому добавки?" (повар).
- "Какой зуб вас беспокоит?" (врач-стоматолог).
- "Большое спасибо за покупку" (продавец).
- "Вам посылка, распишитесь" (почтальон).
- "В мою сеть попало много рыбы" (рыбак).
- "Тема сегодняшнего урока "Полезные ископаемые" (учитель).
- "Присаживайтесь, как будем стричься?" (парикмахер).
- Игра "Какая профессия "Самая самая"
- А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии:
1. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
6. Самая начитанная (библиотекарь)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
7. Игровой момент "Аукцион профессий".
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
- Кисть, краски (художник)
- Что, по-вашему, необходимо, чтобы стать хорошим художником?
- Чтобы стать художником, надо обладать, во-первых, способностями к рисованию, а во-вторых, ежедневно развивать эти способности в упорном труде. Талант плюс упорный труд — только тогда получится настоящий художник.
- Парик, костюм (актер)
- Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
- Овощи, кастрюля (повар)
- Профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам хорошее настроение и здоровье.
- Расческа, ножницы (парикмахер)
- Письма, газеты, сумка (почтальон)
- Градусник, шприц (врач)
- Профессия врача очень ответственная. Он должен правильно поставить диагноз и вылечить больного.
- Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
- Кирпич, мастерок (строитель)
III. Заключительная часть.
- О разных профессиях мы с вами сегодня говорили. А кем хотели бы вы стать в будущем? Задумывался ли кто-нибудь из вас об этом? Мечтал?
- Важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Жмакина М.В.